Размер, который имеет значение

Сайт местных петиций пользуется немалой популярностью среди жителей Чернигова. Львиная доля поданных предложений касается сферы благоустройства. Очевидно, людей волнует удобство и безопасность города, в котором они живут. Беспокоятся черниговцы и о комфорте людей с особыми потребностями, добиваясь для них снижения высоты бордюров на переходах.

А в ответ получают отписку от чиновников, утверждающих, что с этим в городе и так все в порядке. Кто же прав: может, проблема на самом деле вымышлена? «Семь дней» затеяли собственную проверку.

В конце февраля на сайте e-dem.in.ua появилась петиция об обустройстве пониженных бордюров на пешеходных переходах.

«Обладнання пониженими бордюрами всіх пішохідних переходів Чернігова та приведення їх до існуючих державних будівельних норм покращить можливість пересування людей з особливими потребами та батьків з дитячими колясками і велосипедистів, що призведе до покращення туристичної привабливості міста», – говорилось в петиции.

Собрав 262 подписи из необходимых 250, она отправилась на рассмотрение представителями местной власти.

В конце марта свой ответ дал начальник управления ЖКХ Ярослав Куц: «Відповідно до державних будівельних норм України, на пішохідних переходах висота бордюрного каменя не повинна перевищувати 10 см. У місті Чернігові всі об’єкти вулично-дорожньої мережі виконані з дотриманням державних будівельних норм.

При проведенні капітального ремонту об’єктів вулично-дорожньої мережі міста Чернігова управлінням житлово-комунального господарства Чернігівської міської ради враховується необхідність безперешкодного пересування людей з обмеженими можливостями та у випадку технічної можливості проводиться пониження бордюрів на пішохідних переходах».

Действительно, при реконструкции тротуаров возле стадиона имени Гагарина, на проспекте Победы и улице Рокоссовского в прошлом году высоту бордюров на переходах понизили.

Однако можно ли утверждать, что «все объекты» улично-дорожной сети выполнены в соответствии с государственными строительными нормами? Подозревая, что нет, мы провели инспекцию.

16, 19, 20... Где больше?

Для того чтобы найти несоответствия, даже не пришлось далеко отходить от редакции. Яркий пример – переходы на пересечении улиц Шевченко и Александра Молодчего. Там высота бордюров варьируется в пределах 17–18 см, а на переходе напротив бывшего кафе «Гусар» она и вовсе достигает рекордных 20 см.

Впрочем, имеется и лазейка для тех, кто хочет перейти дорогу без лишних усилий – один из блоков бордюра отсутствует. По какой причине – можно только предполагать. Возможно, кому-то просто надоело поднимать ногу едва ли не на высоту коленки, чтобы ступить наверх?

Движемся по левой стороне улицы Шевченко в сторону политехнического университета. Доходим до районного управления юстиции и видим: тротуар прерывается небольшим заулком.

Высота бордюра возле него хоть и колеблется, но тоже превышает предусмотренные государственными строительными нормами 10 см. В наивысшей точке она достигает 17 см.

Подходим к переходу около остановки «Районная больница» за политехническим университетом. Высота бордюра здесь предыдущий рекорд в 20 см не побила, но была к тому близка – 19 см.

Далее следуем на Рокоссовского. Тротуары отремонтировали не по всей протяженности улицы, поэтому нарушения долго искать не пришлось.

Бордюры на переходе с противоположной стороны кафе Sun City успешно доходят до отметки в 20 см. Здесь, кстати, частенько переходят дорогу мамы с колясками, поскольку рядом расположена детская поликлиника.

Хотелось бы им посочувствовать, но, убедившись, что такая высота в городе встречается повсеместно, решили: нашим сильным женщинам сочувствие не понадобится. А вот пониженные бордюры – очень даже!

Говорят об этом и сами мамы.

– Непросто переходить дорогу в таких местах. Делать это приходится часто. В центре с коляской еще не были, но если бы бордюры везде были понижены, как там, было бы удобнее, – поделилась своим мнением Любовь.

Посетовала на отсутствие комфорта и другая молодая мама, встретившаяся на нашем пути:

– Очень тяжело. Особенно на светофоре, когда нужно быстро перейти дорогу. Боишься, чтобы не споткнуться, успеть пройти, – неудобно. Где-то есть пандусы, но, допустим, здесь нет.

А было бы неплохо! Тем более рядом больница. Да и вообще по городу часто встречаются такие высокие бордюры на переходах. Хотелось бы, чтобы понизили чуть-чуть хотя бы, – говорит Наталия.

Пройдя мимо поликлиники, мы обратили внимание на красивые новенькие тротуары и удобной высоты бордюры на них. Что еще бросилось в глаза – островок безопасности для пешеходов на средине дороги. Уж подозрительно высоким он казался.

Заглянув в Государственные строительные нормы Украины (ДБН В.2.3-5-2001), мы узнали, что «острівці безпеки для пішоходів і напрямні острівці слід влаштовувати на перетинах і переходах вулиць і доріг піднятими на 15 см над проїзною частиною».

Из этого уже можно сделать вывод, что при утверждении государственных норм на проблемы людей с ограниченными возможностями мало кто обращал внимание. Сидя в инвалидном кресле, даже на бордюр высотой 10 см подняться непросто, а тут целых 15!

Получается, людей, прикованных к коляске, рассматривают не как пешеходов, а как участников транспортного движения. Так, может, и отдельную полосу им стоит выделить?

Хотя разумнее было бы поднять пешеходные переходы до уровня тротуаров и островков безопасности. Не хочется злоупотреблять словом «Европа», но там именно так и делают. Впрочем, вернемся в нашу действительность.

Пусть госнормы и допускают 15-сантиметровую высоту бордюров на островках безопасности, но в данном случае нарушение все равно имело место быть – наша рулетка показала 16 см.

А что же в центре?

Прогулялись мы и по некоторым центральным улицам, попутно замеряя самые видные бордюрные камни. Не знаем, что насчет 10 см, а вот отметка в 16 см в городе встречается ну уж очень часто. Например, перед Красным мостом, загсом, сквером имени Богдана Хмельницкого.

Не выдержана государственная строительная норма и на недавно отремонтированном тротуаре перед офисным центром и отделением «OTП-банка» на улице Гетмана Полуботка. Новую тротуарную плитку там положили, но высота бордюра на переходе осталась прежней – чуть менее 18 см.

Двигаемся дальше, впереди 3-я школа. Уж возле детского учебного заведения все должно быть как положено. А положено, оказывается, 21 см. Ну а что? Молодые, здоровые – перепрыгнут! Заодно и норматив по физкультуре можно какой-нибудь сдать.

Следующими пунктами на нашем маршруте стали сквер имени Николая Попудренко, Аллея Героев, Вал. Ни на одной из этих локаций высота бордюров на переходах не опускалась ниже 10 см.

Бордюры возле сквера «выросли» до 11 см, как и перед городской прокуратурой напротив него. Высота бордюров на Алее Героев и на Валу в среднем достигает 14 см.

Уже этих цифр достаточно для того, чтобы говорить о катастрофическом отсутствии в Чернигове правильных пешеходных переходов. Хорошо, если бы высота бордюров на них не превышала 10 см, но еще лучше, если бы она и не достигала их.

Важно ведь не только выдерживать государственные нормы, но и думать об удобстве для всех категорий граждан. Верим, что положительные изменения в подходе к благоустройству города, произошедшие в прошлом году, найдут свое продолжение, и при последующих капитальных ремонтах бордюры будут снижать. Игнорирование проблемы не является частью ее решения.