История общественного транспорта в Чернигове. Поехали!

Трудно представить жизнь современного человека без общественного транспорта. Сегодня перебои в его работе сразу же ощущаются. Даже небольшая задержка автобуса бывает чревата – кто-то опаздывает на работу, кто-то не успевает на назначенную встречу.

Сейчас по Чернигову курсируют автобусы и троллейбусы по десяткам различных маршрутов. А столетия назад роль «маршруток» исполняли извозчики. Проще говоря – повозки с лошадками. Долгое время они были основным видом городского транспорта. Этот многочисленный отряд работников сферы обслуживания играл большую роль в повседневной жизни почти 30 тысяч горожан. Все извозчики были объединены в одну централизованную организацию. Так их работу можно было четко регламентировать. Право перевозить пассажиров получал не каждый. Городская управа тщательно проверяла не только лошадей и экипаж, но и их хозяина. Перевозчик обязан был выглядеть опрятно, быть одет в темно-синий жупан и шапку, летом – пуховую, а зимой – меховую. Без соблюдения этих условий выезд на работу не разрешался. Также было ограничение на количество одновременных пассажиров и ряд других правил. Извозчику запрещалось хамить или некорректно разговаривать с пассажирами, курить «за рулем», находиться в состоянии алкогольного опьянения и возить по городу пьяных. Забытые клиентами вещи следовало сразу же доставить в отделение полиции. К слову, места остановок в то время определяла именно полиция. А еще по ее требованию извозчики были обязаны бесплатно перевозить больных, раненых, сумасшедших и даже мертвых. Стоимость проезда зависела от маршрута и была по карману далеко не всем. За перевозку багажа взымалась двойная плата, в праздничные дни тариф тоже поднимался вдвое. Приходилось дополнительно платить и за ночные поездки.

Если в то время перемещаться по Чернигову еще как-то можно было, то выбраться за город было проблематично. Это сейчас добраться до Киева – «раз плюнуть». А вот нашим предкам было не так легко. Чтобы совершить подобное путешествие им приходилось несколько дней преодолевать путь пешком. Ну, или ехать верхом, что тоже весьма утомительно. Позже на помощь нашим прабабушкам и прадедушкам пришел речной транспорт. До середины прошлого века он был основным связующим между Черниговом и внешним миром. Главной водной артерией, как и сейчас, была Десна. Чтобы добраться по ней до Киева нужно было преодолеть около 215 км, и это занимало целых 13 часов. Обратный путь по реке был на 3 часа больше из-за течения. Долго, конечно, но недорого и с кое-каким комфортом. Тогдашние пассажиры были вполне счастливы! Настолько счастливы, что ходить до столицы на своих двух или гонять туда на лошадях стало для них совсем не комильфо. Ближе к концу XIX века между Черниговом и Киевом появилось еще и железнодорожное сообщение. Средняя скорость поездов составляла 30 км в час и путь, учитывая остановки, занимал примерно 7 часов. Билеты на поезд стоили дороже, поэтому многие продолжали перемещаться по воде. До тех пор, пока над Десной не был сооружен автомобильный мост, по которому мы теперь и катаемся.

С появлением на дорогах автомобилей, разумеется, пришел черед и автобусов. Первый выехал на черниговские улицы в 1934 году и курсировал от вокзала до стадиона. Годом позже открыли второй маршрут – от Красной площади до завода «Жовтневый молот» (он же Ремзавод). Тридцатью годами позже открытие заводов-гигантов «Химволокно» и «Чексил» поспособствовало появлению в городе троллейбусов. Было понятно, что автобусы не справятся с новым мощным пассажиропотоком, поэтому Чернигов обзавелся электротранспортом. В 1964-м появилось три первых маршрута, на которых выехало 22 «рогатых». Троллейбусный парк стремительно разрастался и в восьмидесятых годах троллейбус стал «первым парнем на деревне». В пик его популярности по маршрутам ездило 180 машин. В наши же дни их количество сократилось примерно в два раза. Тем не менее троллейбусы продолжают «держать марку» и треть пассажиров города по-прежнему отдают предпочтение именно им. Поэтому неудивительно, что городские власти уделяют столько внимания троллейбусам.

Нынешняя транспортная система Чернигова не идеальна. Есть множество проблем, с которыми нужно бороться. Вы и сами о них знаете. Но есть и кое-какие улучшения, перспективы – город закупает новые троллейбусы и запускает новые маршруты. Возможно, в скором времени введут электронные билеты, установят современные остановки с информационными табло. В будущем весь общественный транспорт оснастят системой GPS, чтобы любой житель или гость города мог отслеживать движение нужных маршруток, автобусов и троллейбусов. Вот тогда уж заживем! Бабушки, держитесь!

Журнал ВООМ!
Журнал ВООМ чернигов
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
203 просмотра в октябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
На прошлой неделе, 11-12 октября, Черниговщину посетили более 40 ученых разных направлений для обсуждения вопросов охраны и сохранения биотического и ландшафтного разнообразия в природных и урбанизированных экосистемах, рассказывает специалист НПП Алла Наливайко. Светлые головы украинских ученых собрала II Международная научно-практическая конференция «Проблемы экологии и эволюции экосистем в условиях трансформированной среды», базой проведения которой на...
Общество
Сегодня днем люди вышли на пешеходный переход и не покидают его, заблокировав тем самым движение транспорта. Так они выражают протест против бюрократизма в вопросе проведения реформы децентрализации, сообщает «Високий вал». Жители Киселевки рассчитывают стать центром будущей объединенной территориальной громады, в состав которой могли бы войти несколько соседних сел. Однако у чиновников есть планы по присоединени этих населенных пунктов к Седневу, который...
Общество
У Чернігові планують створити комунальне підприємство «Ветеринарно-стерилізаційний центр «Крок до тварин» на базі пункту тимчасової перетримки тварин. Про це повідомляє Чернігівщина: події і коментарі. Відповідний проект рішення виноситься на засідання чергової сесії міської ради. Згідно з пояснювальною запискою, створення комунального підприємства необхідне з метою забезпечення належного функціонування пункту тимчасового утримання тварин, можливості нарах...
Происшествия
Девятилетний Ростислав переходил дорогу на зеленый свет, но на пару метров левее зебры, сообщают очевидцы. Водитель микроавтобуса Мерседес 312D сначала притормозил, а затем по какой-то причине стартовал. Скорость была небольшая, но этого хватило, чтобы повредить ногу мальчика колесом. Другой водитель, который находился рядом с местом инцидента отметил, что мальчик растерялся на дороге и сам сделал движение в сторону автомобиля. Приехавшие на место событий...
Происшествия
Правоохранители открыли новое уголовное производство по факту взрывов на военных складах в Ичне Черниговской области - по статье о диверсии. Об этом сообщил в эфире "112 Украина" главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. По словам прокурора, за несколько дней до взрывов вблизи складов заметили несколько неопознанных особей в военной форме, которые вели наблюдение за объектом. "Могу сообщить, что кроме статьи о служебной халатности, также зарегистри...
Криминал
Поліцейські групи реагування патрульної поліції Куликівського відділення поліції учора, 15 жовтня, за допомогою небайдужих громадян «по гарячих слідах» затримали викрадача молоковоза. До Куликівського відділення поліції, що на Чернігівщині, звернувся житель одного з сіл району. Він повідомив правоохоронцям, що невідома особа викрала його автомобіль марки «Газ-53», на якому транспортується молоко. Доки водій ходив по хліб в магазин, злодій скористався його...
Общество
В селе Киселевка Черниговского района дорога перекрыта местными жителями. Об этом сообщает интернет-издание ЧЕline.  Главное требование селян - допустить создание новой ОТГ Киселевской громады, куда, по планам, могут войти также села Локнистое и Боромыки. На вопросы митингующих отвечает представитель РГА Владимир Полищук.
Спорт
Руководство львовского клуба заподозрило футболистов в том, что они не придерживались принципов честной спортивной борьбы, сообщает FootbalHub. Клуб решил проверить: не был ли это поединок – игрой с заранее известным исходом. Для этого – пообщались с участниками матча. Сообщается, что игроков ФК «Львов» проверили на полиграфе (детекторе лжи). Футболистов спросили: честным ли был матч против черниговской «Десны». О результатах проверки пока неизвестно. Напо...
Общество
Сьогодні в Україні набув чинності закон про мовні квоти на ТБ. Закон «Про внесення змін у деякі закони України щодо мови в аудіовізуальних (електронних) засобах масової інформації», ухвалений у травні, починає діяти. Нацрада обіцяє перевіряти канали. Про це повідомляє УНІАН. Закон набрав чинності 13 жовтня, повідомляється на сайті Національної ради з питань телебачення і радіомовлення. Згідно із законом, для телерадіоорганізацій загальнонаціональної та рег...