12 лет в школе. Уже скоро

Это произошло в начале октября. И хотя речь идет лишь о первом чтении (второе чтение, принятие в целом и подпись президента должны стать следующими этапами), но предлагаемые изменения не просто существенны, а чрезвычайно важны, чтобы ждать вступления в силу.

Старт реформе дан

Верховная рада приняла проект Закона «Про освіту» в первом чтении. За соответствующее решение проголосовало 277 народных депутатов.

Проектом предусматривается введение 12-летнего полного общего среднего образования, поскольку, по определению авторов законопроекта, модель 11-летней школы не отвечает потребностям современного общества и на территории Европы сохранилась только в Украине, России и Беларуси. В

случае принятия законопроекта в целом, в Украине будет внедрена старшая 3-летняя профильная школа с двумя группами профилей – академическим и профессиональным. При этом в систему профильной старшей школы должны быть включены учреждения профтехобразования, техникумы и колледжи, которые готовят младших специалистов.

Академический профиль среднего образования подразумевает продолжение получения образования в вузе. Профессиональный профиль среднего образования предусматривает получение первой профессии по окончании школы.

По словам автором проекта, введение 12-летней системы среднего образования позволит сократить на большинстве специальностей обучение по образовательному уровню бакалавра до трех лет. Таким образом, общая продолжительность получения среднего образования + бакалавриат (15 лет) не изменится.

Какой будет 12-летняя школа

Уровеньобразования

Срок обучения

Возраст школьников

Начальное

4 года (1–4-й классы)

6–10 лет

Базовое среднее

5 лет (5–9-й классы)

11–15 лет

Профильное среднее

3 года (10–12-й классы)

16–18 лет

За каждым уровнем закреплен определенный образовательный смысл. 1–2-й классы должны быть переходными, без домашних заданий и оценок, с уроками в игровой форме. Собственно, уже с нынешнего учебного года на этом уровне в школах началась реформа.

Второй цикл начального образования в 3–4-х классах – основной. Полное среднее образование отвечает за необходимый современному человеку комплекс знаний. В ней также первые два года являются адаптационными. В 7–9-х классах школьники будут изучать основные предметы.

После 9-го класса планируют ввести внешнее независимое оценивание (ВНО), которое сейчас проходят только выпускники. По его результатам определят, как школьник будет оканчивать школу – в профессиональной или академической форме профильного среднего образования.

Попросту говоря, школьники, которые рассчитывают после школы идти в вуз, последние три года будут учиться в академических лицеях. Те же, кто не планирует получение высшего образования, окончат школу по профессиональным направлениям в учреждениях профобразования (на базе нынешних общеобразовательных школ или вне их).

Ирина Когут, специалист образовательного направления аналитического центра CEDOS:

– Старша школа стане фактично новою ланкою освіти, якої досі в Україні не було. Вона може взяти на себе і підготовку учнів до повноцінного навчання в університеті (чого зараз школа не робить), дасть дітям систематичні знання і засади наукового мислення. В ідеалі у старшій школі має з’явитися можливість вибору навчальних дисциплін, профільне навчання, розвиватимуть у дітей дослідницькі якості та критичне мислення.

Деньги для школы?

Важным нововведением станет автономия учебных заведений. Например, в вопросах формировании содержания образования. Теперь министерство сможет утверждать только государственный стандарт, а сами учебные заведения получат право разрабатывать образовательные программы и учебные планы.

Вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в образовательный процесс – исключено. Учитель будет иметь свободу выбора форм прохождения повышения квалификации. Более того, появится механизм добровольной сертификации педагогов, после прохождения которой учителя будут получать соответствующую надбавку к зарплате.

Также законопроектом вводится понятие образовательной услуги. Речь идет не о платных уроках, а о том, что школа сможет зарабатывать, предлагая больше, чем предусмотрено стандартами.

Согласно законопроекту, «освітня послуга – комплекс визначених законодавством, освітньою програмою чи договором дій суб’єкта освітньої діяльності, що мають визначену вартість та спрямовані на досягнення здобувачем освіти очікуваних результатів навчання».

Перечень платных услуг, их стоимость и порядок оплаты должны быть размещены на сайте учебного заведения (если у школы его нет, то на сайте горсовета). Этот перечень должен утвердить основатель заведения (в нашем случае – Черниговский городской совет).

При этом в документе четко прописано, что государство создает условия для получения полного общего среднего образования в объеме, необходимом для выполнения стандарта образования. То есть все, чему сегодня бесплатно учат в школах, останется бесплатным, а вот различные дополнительные кружки, секции и т. д. школа сможет продавать ученикам самостоятельно, а не передавать их в руки предпринимателей.

При этом речь идет о праве учебных заведений выходить из статуса бюджетных учреждений и получать статус неприбыльной организации, что означает обретение финансовой автономии при сохранении налоговых льгот бюджетного учреждения.

Также предусмотрено равноправие государственных, коммунальных и частных учебных заведений в доступе к бюджетному финансированию.

А что учителям?

Предусмотренные проектом закона реформы должны, по мнению авторов, улучшить условия труда учителя за счет уменьшения бюрократического контроля, расширения академических свобод и формирования пространства для творческой работы. Будет ограничено вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в образовательный процесс.

Учителя получат свободу выбора форм прохождения повышения квалификации. Также будет введен механизм добровольной сертификации учителей. После ее прохождения педагоги смогут получать соответствующую надбавку к зарплате. Минимальная учительская арплата предполагается на уровне 4400 гривен, а размер надбавки составит 20% к ежемесячной ставке на протяжении всего срока действия сертификата.

Первые изменения в финансировании учителя должны будут ощутить уже в следующем году. В проекте Госбюджета на 2017 год говорится о том, что на зарплаты для педагогов предусмотрено изыскать дополнительно 4,5 миллиарда гривен.

Родители и политики не в восторге

Впрочем, проект реформы в обществе воспринимается без оптимизма. В частности, родители упрекают разработчиков законопроекта в том, что 12 лет в нынешней школе – наказание. Мол, если за 11 научить ребенка педагоги не могут, то лишний год на пользу не пойдет. Взамен предлагают разгрузить нынешнюю программу, убрав из нее все лишнее. А возникшие свободные часы заполнить необходимыми для будущего выпускника знаниями. Добавлять для этого 12-й год – совершенно не обязательно.

 С тем, что теперешняя школа от увеличения длительности обучения лучше не станет, соглашается и министр образования Лилия Гриневич.

– Дітям зовсім нецікаво у школі. Вони вже з дитинства працюють із тривимірними зображеннями, планшетами. Вони приходять до школи, а там нудний процес навчання. Ті діти, які намагаються виконати всі вимоги, дуже часто втрачають здоров’я. Та я вам заявляю як міністр і як мама, що в тій школі, яка є сьогодні, я б ніколи не тримала дитину 12-й рік.

Вместе с тем она отмечает, что суть изменений не в 12 годах обучения, а в том, что переход с привычных алгоритмов обучения на принятые в ведущих странах Европы требует иного формата, который в 11 лет не вписывается.

Еще резче по поводу 12-летнего обучения в школах высказывается политик Анатолий Гриценко, предположивший, что в выпускных классах будут учиться «вагітні школярки і хлопці, які не знають, куди подіти свою силу».

Без энтузиазма вопринимают реформу и некоторые депутаты. Например, первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский, не уверен, что старшим школьникам необходимо 3 года для обучения.

- Концепція 12-річної освіти та терміни для її впровадження, не є достатніми. На сьогодні випускники наших шкіл отримують достатньо знань для того, щоб вступати до вищих навчальних закладів не лише України, але й європейських країн, зокрема Польщі.

Для профілізації старшої школи цілком достатньо двох років з подальшим продовженням навчання у середніх спеціальних або вищих навчальних закладів. Ні навчально-методична, ні матеріальна база шкіл України поки що не готова до переходу на 12-річний термін навчання. Тому збільшення терміну навчання на один рік поки що не виглядає виваженим, - написал он в социальной сети «Фейсбук».

Важно

Даже если закон будет окончательно принят и подписан президентом в короткие сроки, первые школьники пойдут в «новую школу» только с 1 сентября 2018 года. То есть первый выпуск 12-летней школы произойдет лишь в 2030 году.

Историческая справка

Украина уже переходила на 12-летнюю систему среднего образования с 1999 года. Но даже одного полного цикла пройти не удалось: за год до первого выпуска в 2010 году тогдашний министр образования Дмитрий Табачник добился возврата к 11-летней системе.

Тогда Верховная рада приняла соответствующий законопроект с нарушениями – без рассмотрения предлагаемых правок на заседании парламентского комитета по вопросам науки и образования, как того требует регламент.

реформашколы 12-летнеяшкола образование ИринаКогут
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
5 просмотров в апреле
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии