• Головна
  • Новое лицо Чернигова. Пишем дизайн-код
11:41, 17 квітня 2017 р.

Новое лицо Чернигова. Пишем дизайн-код

Дизайн-код – это словно пластическая операция на теле города. Срезаем лишнее, устраняем видимые недостатки, превращаем несуразное в красивое. И вот, вместо безвкусных мигающих вывесок и баннеров с немыслимым сочетанием цветов фасады украшают чистые витрины и аккуратно встроенные названия заведений – никакого визуального мусора. Это только один аспект из многих, которые затрагивают понятие дизайн-кода. Похоже, Чернигов вскоре познакомится и с остальными.

Не так давно у нас заговорили о стандартизации вывесок в центральной части города и создании дизайн-кода. Рабочая группа из архитекторов, дизайнеров и общественных активистов начала обсуждение наболевших вопросов для последующего формирования свода правил. Они должны помочь предпринимателям понять, как сделать фасад заведения привлекательным и не кричащим, а Чернигову – получить лицо чистого, европейского города. Подробнее о дизайн-коде рассказала Татьяна Бойко, директор агентства Prime Media, специалист по стратегическому развитию, маркетингу и брендингу территорий, и Ярослав Белинский, эксперт по визуальному брендингу и коммуникациям, владелец и арт-директор дизайн-бюро SuperGraphica.

Первый шаг к созданию комфортной среды

Что такое дизайн-код?

Татьяна:
– В понятие дизайн-кода города входит некий свод правил, который касается всего городского пространства. Это не только вывески – это дизайн окружающей среды в целом. Указатели, таблички на домах, тротуары, навигация тоже являются частью дизайн-кода. Дизайн-код в европейских городах – это четкие и при этом незаметные для людей правила, которые формируют комфортную и неагрессивную среду на улицах. Такая среда не запрещает и не принуждает, а направляет и подсказывает.

Есть мнение, что создание дизайн-кода – не самый актуальный вопрос для города, мол, есть проблемы и поважнее. Почему этим нужно заниматься именно сейчас?

Т.:
– Если так рассуждать, то можно говорить, что и все, что связано с культурой, тоже не первоочередной вопрос. Нельзя заниматься этим по остаточному принципу. Есть такая теория, называется «теория разбитых окон». Согласно ей, уровень преступности в городе напрямую зависит от того, ремонтируют ли в нем разбитые окна или нет. Все зависит от того, в какой среде ты находишься.

Ярослав:
– Якщо вона доглянута, чиста, якщо люди бачать, що десь вибили скло, і його одразу замінили, у них не виникає бажання надалі бити вікна. Якщо вони бачать, що нічого не робиться, їм здається, ніби вони можуть робити що завгодно: можна обписувати графіті вітрини, бити вікна, ламати двері й так далі. Гидять там, де вже брудно.

Т.:
– Несмотря на то, что это вроде не первоочередная задача, это влияет на многие вещи, на тот же вандализм. Это культура, воспитание наших граждан. Это важно!

Кто вошел в рабочую группу?

Т.:
– Работа в этом направлении началась еще в прошлом году. Рабочая группа создана из городских активистов, местных архитекторов, дизайнеров. Туда также вошел главный архитектор города и представители управления стратегического развития. Плюс ко всему, в рабочей группе есть профессионалы, которые уже разрабатывали городской дизайн-код. Ярослав – один из них.

Я.:
– Власне, ми плануємо залучати всіх, хто матиме бажання. Усі рішення будуть публічні. Ми зважатимемо на суспільну думку й намагатимемося знайти варіанти, які влаштують нехай не всіх, але більшість громадян.

Новое лицо Чернигова. Пишем дизайн-код, фото-1

Как движется процесс разработки дизайн-кода? Какие вопросы уже успели обсудить?

Я.:
– Зараз ми на етапі досліджень, збираємо поточну інформацію, позначаємо проблеми. Проводимо фотозйомку в центрі Чернігова. Коли зберемо всі дані, будемо з ними працювати й намагатися знайти дотичні до проблематики міста рішення.

Т.:
– У нас уже есть понимание структуры документа – справочника, который соберет в себе все правила. Сейчас идут обсуждения, что туда должно войти, что может быть лишним на данном этапе, как глубоко нужно продвигаться в разработке этой темы. Недавно ездили в Ивано-Франковск специально для того, чтобы обменяться опытом с активистами «Теплого города», которые разработали дизайн-код и уже несколько лет его внедряют.

Расскажите, как это происходит в Ивано-Франковске?

Я.:
Дизайнери «Теплого міста» обрали непростий шлях. Вони на волонтерських засадах розробляють згідно з дизайн-кодом вивіски для кав’ярень, ресторанів і магазинів. Пропонують власникам свої, естетично більш привабливі варіанти. Намагаються переконувати, розказуючи та показуючи гарні приклади зі світової практики, чому старі вивіски потрібно замінити і які переваги це надасть підприємцям та мешканцям міста. Десь тиждень тому на засіданні Франківської міськради було затверджено нове положення «Про порядок розміщення вивісок». Хоча велика кількість пропозицій від робочої групи «Теплого міста» не ввійшла в документ, це дуже позитивний крок у вірному напрямку.

0csrwiJs5xU

Чернигов нужно красиво «упаковать»

Ярослав, на какие минусы вы обратили внимание, приехав в Чернигов?

Я.:
– Завжди спочатку звертаю увагу не на проблеми, а на позитивні моменти. Мені Чернігів дуже сподобався. Порівняно з іншими містами, та навіть Києвом, у вас центр міста у візуальному плані достатньо чистий, акуратний, справляє гарне враження. Сподобалося, що немає скляних бізнес-центрів. Багато міст намагаються якось штучно знайти самоідентичність, створити місця для відвідування туристів. У Чернігова дуже багата історична спадщина, і все це треба, умовно кажучи, просто гарно «запакувати». Звісно, на тих вулицях, де багато магазинів, є відчуття хаосу. Але ми будемо працювати над цим.

Поделитесь своим опытом разработки дизайн-кодов. Когда вы начали этим заниматься?

Я.:
– Я графічний дизайнер. Близько 10 років займаюсь брендингом, створенням фірмових стилів для різних компаній. Мене завжди цікавила урбаністика, я намагався робити проекти, які поєднували архітектуру та графічний дизайн. Один із перших проектів, у якому я брав участь, – створення довідника з облаштування публічного простору для Києва. Він мав би бути універсальним і поширюватися по всій Україні як перелік рекомендацій до впровадження. Але цей проект не був вдалий, оскільки робився ще при владі, яка була не зовсім відкрита для прозорих рішень.

Три роки тому ми з колегами заснували громадську організацію «Конгрес активістів культури». Ми займаємося культурною політикою, розвитком креативних індустрій. З маленькими містами працювати простіше. Ситуація з візуальною культурою в Києві значно гірша, ніж у тому ж Чернігові чи Івано-Франківську, тому що багато інстанцій, будь-яке рішення вимагає десятків дозволів та підписів. У менших містах рішення приймаються швидше і простіше. Сподіваюся, цей проект в Чернігові стане точкою сили, від якої можна буде відштовхуватися й робити подібні зміни в інших містах.

Всё же хотелось бы знать, как у нас будут внедряться изменения.

Т.:
– Всё будет происходить поэтапно. Первый этап – разработка справочника и согласование с общественностью. Уже откликнулось несколько предпринимателей, чьи заведения расположены на центральных улицах. Они готовы заменить вывески на своих заведениях в соответствии с нашими рекомендациями. Дальше посмотрим, как процесс будет продвигаться. Это сложно, потому что вывески нужно будет переделывать, и бизнесменам, которые уже вложили в них деньги, придется делать это снова. Происходить все будет только по общему согласию, с прописыванием порядка и плана, который будет удобен в первую очередь бизнесу. В дизайн-коде есть много элементов. Некоторые из них зависят исключительно от городской власти. Будем смотреть по возможностям бюджета.

Новое лицо Чернигова. Пишем дизайн-код, фото-2
Новое лицо Чернигова. Пишем дизайн-код, фото-3

Красивый каждым уголком

Как мотивировать бизнесменов прислушиваться к рекомендациям? Какую выгоду они смогут получить от смены дизайна фасада?

Т.:
Мы не можем бизнес «заставить» или «научить жить», мы можем только повлиять на те запросы, которые у них есть. И запросы в благоустройстве городского пространства точно есть у некоторых представителей бизнеса. А еще мы умеем интегрировать различные знания разных людей, узнавать, что им необходимо, и логично сводить это в одно целое, превращая в открытый, доступный для всех стандарт.

В исторических центрах европейских и североамериканских городов, например, вывески выполнены в виде отдельных букв, имеют сдержанную цветовую гамму и небольшие размеры. Благодаря этому они минимально воздействуют на городскую среду и не нарушают целостности восприятия архитектуры. В таких городах-памятниках, как Рим, вывески на фасадах зачастую вовсе отсутствуют, при этом информация о магазинах размещается на витринах. В Париже очень хорошо понимают: чем миниатюрней, аккуратней, деликатней сделана и расположена вывеска либо навигация, тем больше будет привлечено внимание потенциальных покупателей. Это, мне кажется, очень хорошая мотивация для бизнеса.

А как быть с кондиционерами на фасадах или пластиковыми балконами в центре города?

Я.:
– Розміщення будь-яких елементів на фасадах – це все той же дизайн-код, у тому числі й розміщення кондиціонерів. У рекомендаціях ми будемо це прописувати. Наскільки це можливо з точки зору технічного виконання, зараз дуже складно сказати.

Готовы ли вы назвать финансовые и временные затраты на внедрение проекта по дизайн-коду?

Т.:
– Не считали еще. Если проект потребует больших вложений, будем искать грантовое финансирование или партнеров из бизнеса, которые захотят поддержать его. Наша цель – начать с двух главных улиц – проспекта Мира (от въезда в город до «Градецкого») и проспекта Победы (от вокзала до Пяти углов). Это достаточно большой объем работы. В первую очередь будем приводить в порядок центральную, историческую часть города. Наша задача – в этом году разработать все правила, сделать полностью согласованный справочник и начать менять первые элементы пространства.

Если всё получится, как будет выглядеть Чернигов через пять лет?

Т.:
Чистый, светлый, красивый каждым своим уголком, каждым зданием и фасадом, приятный, полный зелени и счастливых людей город.

17022228_654023998118966_1884656529750010424_n

17022390_654023994785633_5417315544258416825_n

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#дизайн-код #ТатьянаБойко #ЯрославБелинский
Оголошення
live comments feed...