• Головна
  • Районные в городе советы: цена ликвидации. Что такое райсоветы, зачем их оптимизировать и чего это может стоить?
12:01, 9 вересня 2017 р.

Районные в городе советы: цена ликвидации. Что такое райсоветы, зачем их оптимизировать и чего это может стоить?

В последнее время в прессе можно проследить общие намерения городских властей упразднить районные в городе советы. Имеется в виду не отмена территориального деления города, а ликвидация самих институтов управления. Так, в ответе на электронную петицию на эту тему в январе текущего года управляющий делами исполкома Сергей Фесенко написал: «… в Україні спостерігається об’єктивна тенденція щодо ліквідації районних у місті рад. Подібні рішення ухвалені Вінницькою, Сумською, Харківською, Черкаською, Чернівецькою та деякими іншими міськими радами».

Насколько серьезны эти намерения и чем потенциально может обернуться упразднение райсоветов для горожан – пытались выяснить «Семь дней».

Зачем нужны?

Районный в городе совет – это орган местного самоуправления, которому городской совет (как высший орган) делегировал часть своих полномочий. Грубо говоря – чтобы легче было справляться.

В Чернигове оба этих института местного самоуправления – Новозаводский и Деснянский – появились еще в 1973 году. Тогда предполагалось, что деление города на два района поможет власти стать ближе к народу и делать все, чтобы жить ему стало комфортнее. К примеру, райсоветы должны были бы решать насущные проблемы черниговцев, связанные с благоустройством в отдельных кварталах. И когда-то они действительно имели широкие полномочия, однако с годами (особенно поле приятия в 1997 году Закона «О местном самоуправлении в Украине») их компетенция сильно сократилась и свелась, грубо говоря, к выдаче субсидий и льгот.

В них есть какая-то логика, но для больших (географически или демографически) городов, таких как Киев, Днепр, Харьков или Одесса, – говорит заместитель мэра Александр Ломако. – Иначе городскому совету пришлось бы раздувать свой штат, чтобы в полной мере решать территориальные вопросы. И все равно доступность для людей органов местного самоуправления была бы сомнительной, ведь в настолько большую бюрократическую систему всегда сложно достучаться.

С другой стороны, их работа в таком небольшом городе, как Чернигов, – большой вопрос... Ведь у нас город довольно компактный – всего два района по 140 тысяч (условно, т. к. разделен он не на равные части) – это не такая уж большая структура… Оправдывает ли она затраченные средства?

Чем занимаются фактически?

Сейчас основные функции районных органов связаны в основном с социальной защитой населения. К примеру, под их началом работают Деснянское и Новозаводскоеуправления труда и соцзащиты (оформляющие субсидии), которые насчитывают более 300 сотрудников. Комиссии при райсоветах решают вопросы привлечения к административной ответственности, опекунства, назначения социальных выплат и льгот. У них также достаточно разветвленная система территориальных центров социального обслуживания (ТЦСО), которые предоставляют социальную помощь: заботятся о неблагополучных семьях, детях и людях, попавших в сложные жизненные обстоятельства, или одиноких, организовывают досуг.

Имеются в структуре райсоветов и отделы ЖКХ, в ведении которых остался ряд незначительных вопросов, и даже отделы архитектуры.

Кроме структурных подразделений, учреждения имеют организационный аппарат (главу совета, юридический, финансовый, хозяйственный отделы и пр.).

Затраты на содержание райсоветов финансируются из местного бюджета. А вот депутаты в них, так же как и в городском совете, трудятся на общественных основах – зарплаты не получают.

Что изменит упразднение?

Власти считают, что логичнее централизовать все вышеописанные функции, чтобы не дублировать некоторые обязанности и держаться единого курса в реализации долгосрочных стратегий, экономя при этом бюджетные средства.

Хочу подчеркнуть: пока на эту тему мы говорим исключительно теоретически! Логично, я считаю, объединить определенный вид обязанностей в одном управлении. К примеру, есть единая общегородская концепция относительно МАФов, пристроек или гаражей, но городские власти на них разрешений не дают, – это право делегировано райсоветам, у которых может быть свое видение ситуации, – поясняет Александр Ломако. – Упразднение районных советов может принести городу реальную экономию, однако лишь в случае полной ликвидации административного аппарата. Имеется в виду, что территориально в районах будут функционировать ЦПАУ (центры предоставления административных услуг) и ТЦСО, но убираются: руководитель, его заместители, финансовые и хозяйственные отделы, управления ЖКХ и архитектуры. Только тогда бюджет получит существенную экономию и более логичное устройство власти.

Сегодня наши затраты только на содержание районных советов – почти 40 млн грн в год! Всего финансирование районных советов с бюджета города – более 60 млн грн – почти 15 % бюджета развития Чернигова. И эта сумма будет с годами расти, если не принимать кардинальных решений.

Врез

Что такое 60 миллионов гривен для Чернигова:

• 6 ремонтов дорог (таких, как в этом году провели на ул. Преображенской)

• 1 ремонт дороги (такой, как запланирован на ул.  Рокоссовского)

• 2 детсада на Масанах

• 500 остановочных комплексов нового образца

• 15 новых троллейбусов

Как и когда это может случиться?

Раньше 2020 года (дата следующих местных выборов) райсоветы никуда не исчезнут. Объяснение простое: на выборах в 2015 году люди шли и голосовали за определенного депутата, возлагали на него свои надежды… Потому упразднить райсоветы в одночасье было бы нечестно и по отношению к политическим партиям, которые в них представлены, и к избирателям.

В городском совете видят этот процесс плавным, продолжительным и безболезненным, насколько это возможно. По сути, сферы влияния районных советов будут постепенно сокращать до тех пор, пока администрация им просто не понадобится, развивая при этом систему ЦПАУ, ТЦСО и пр., чтобы они были доступными для черниговцев.

Впрочем, можно считать, процедуре уже положено начало: на недавнюю сессию городского совета выносили вопрос о ликвидации отделов труда при Деснянском и Новозаводском районных советах (правда, голосование за проект пока отложили). Четырнадцать сотрудников подразделений, ответственных за контроль соблюдения трудового законодательства, переведут в структуру горсовета. И хотя такие пертурбации изначально были связаны с изменением общенационального законодательства, их расценивают как старт реформы.

Есть задумка постепенно централизовать функции райсоветов, сохранив сотрудников. Например, сейчас мы выводим из районов отделы труда. Часть сотрудников, которые подойдут по квалификации и требованиям, просто перейдет работать в городской совет. Мы никого не сокращаем, поэтому социального напряжения не будет. По такой же схеме мы можем работать и дальше… Количество людей в той или иной степени может уменьшиться, но это будет незначительное колебание, – сообщил Александр Ломако. – Любой вопрос, касающийся полномочий, решается исключительно путем переговоров и консенсуса. Это позиция городского головы Владислава Атрошенко: собрать представителей всех политических сил, которые имеют представителей в районных советах и вместе поговорить о будущем города. Если мы не научимся экономить, нам сложно будет догнать областные центры, которые за последние 10–15 лет значительно обогнали Чернигов и имеют больший ресурс. Процедура такова: сначала мы принимаем соответствующее решение на сессии, а затем они его подтверждают на своем пленарном заседании.

Интересный факт

В Киеве тоже есть Деснянский район. А там – Деснянская районная государственная администрация. Население района даже больше, чем в Чернигове, – около 350 тысяч. В таком формате наличие районных органов местного самоуправления может быть оправданно.

Не приведет ли это к недоступности власти?

Мы начали статью с того, зачем же создавались районные советы. Так вот именно закрытость власти – один из аргументов против их ликвидации. Так или иначе депутаты этих учреждений отвечают за гораздо более мелкие округа, если обобщить – кварталы. Именно об этом и советует задуматься глава Деснянского райсовета Владимир Грецкий.

Ніхто ж не досліджував ефективність роботи депутатів міської та районних рад. Хтось задався запитанням, на основі чого місто розподіляє бюджет міста (а це наші податки), чому виділяє кошти туди, а не сюди? На якій підставі? Згідно зі своїм баченням? Чи вони провели якесь опитування? Можливо, жителі певної вулиці хотіли б асфальтовану дорогу і каналізацію, а не пляж… Чи можуть депутати міської ради, які працюють окрім сесій, фізично обійти весь свій округ та поцікавитись проблемами кожного або перед кожною сесією опрацювати цілу гору документів, щоб проголосувати за своїми переконаннями?

Депутат Новозаводского районного в городе совета Дарина Сыропара имеет схожие убеждения. Она считает, что объединение функций городских и районных депутатов поможет гражданам быть услышанными, а для наглядности перевела взаимодействие депутатов с горожанами в грубые числа:

Якщо залишиться тільки міська рада, на одного депутата лягає навантаження в майже 7 тисяч містян (290 тисяч/42 депутати). Якщо розділити завантаженість з депутатами районних у місті рад, вона складе 2,4 тисячі містян на обранця (290 тисяч/120 депутатів).

В городском совете не отрицают важности такой «посреднической» роли райсоветов, но отмечают, что решение вопросов их компетенции не всегда оправдывает затраченные на это деньги.

Убирать прослойку депутатов, которые активно общаются с людьми и решают локальные вопросы, может быть, и не совсем правильно… Но, с другой стороны, количество, вес и глобальность решаемых ими проблем порой недостаточно убедительны с точки зрения оптимизации городских расходов, – поясняет Александр Ломако. – Кроме того, никто не отменял института помощников депутатов городского совета. При желании и активной работе они могут исполнять функцию, которая сейчас частично относится к депутатам горсовета.

Так сколько же бюджет может сэкономить на упразднении районных советов?

Какова материальная сторона вопроса?

Итак, согласно смете, которую нам предоставили в городском совете, финансирование Новозаводского и Деснянского райсоветов на 2017 год составило примерно 910 миллионов гривен. Почти миллиард… Такие суммы впечатляют! Но если разобраться, то все далеко не так просто.

Большая часть всех средств на самом деле уходит на социальное обеспечение: примерно 532 миллиона гривен в Деснянском и 322 миллиона – в Новозаводском совете. К тому же это государственные субвенции, никоим образом не касающиеся местной казны. Если же вычесть субсидии и прочие выплаты из общей цифры, останется около 60 миллионов. Тоже немало, верно? Но тут есть свои нюансы.

Районні ради складаються з депутатського корпусу та виконавчих органів. Є два можливі варіанти їх ліквідації.

Перший – знищити ради повністю та створити єдині для всього міста установи, які будуть виконувати функції виконавчих органів районних рад. Можна, звичайно, вкласти кошти для створення таких єдиних для міста установ. Та чи витримають вони наплив містян? Адже одні тільки субсидії оформлюють дві третини домогосподарств.

Другий – залишити функції виконавчих органів на поточних місцях, тоді сенс ліквідації районних рад зводиться тільки до ліквідації депутатських корпусів рад, – объясняет Дарина Сыропара.

Получается, в любом случае городской совет будет тратить деньги на содержание (зарплаты, коммунальные платежи) ТЦСО, ЦПАУ, пенсионных фондов и прочих отделов, которые придется создать в его структуре. Ведь обязанности лишь делегированы районным советам, они никуда не исчезнут, их все равно придется кому-то исполнять. Единственное, на чем город действительно может сэкономить, – это на увольнении администрации райсоветов (хозяйственного, юридического. и кадрового отделов, главы, его заместителей и пр.), только сумма получится не такой большой. Согласно отчетам, опубликованным на сайтах черниговских районных советов, в 2017 году она составила 16,4 миллиона гривен (8,7 – Новозаводский, 7,7 – Деснянский).

Чего может стоить экономия?

Многие противники ликвидации руководствуются опасениями, что таким образом вся полнота власти окажется в одних руках. Стоит ли этот риск 16,4 миллиона?

По словам Владимира Грецкого, районный совет действительно может предупреждать коррупцию.

Приклад Києва показав, що замість рад з’явилися адміністрації, а це вже політично-адміністративна зміна управління. Ради – це виборчий орган, їх голови та заступники – це незалежні люди, а от система прямого адміністрування – це вже чітко підлеглі ставленики, які виконують будь-які накази вищого керівництва, – говорит он. – Ми не тягнемо на себе ковдру, але фундаментальне бачення місцевого самоврядування говорить про те, що такі скорочення підуть не на користь, а на шкоду. Просто структура має бути як терези: якщо десь забралось, тут має й додатися. Має бути баланс. Економія на балансі може коштувати в десятки разів більше, ніж сам запобіжник. Я не кажу конкретно про наше місто чи когось особисто, але над цим варто поміркувати.

Да и сами по себе депутаты райсоветов имеют полномочия, не доступные простому обывателю, которые в некотором смысле помогают контролировать местную власть.

– У сьогоднішніх реаліях делегованих повноважень дуже мало і роль депутатів на сесіях зводиться до статистів, які затверджують захищені статті бюджету по субсидіях, субвенціях, пільгах, соціальних допомогах тощо. Проте варто не забувати про такі повноваження депутатів, як депутатське звернення, невідкладний прийом тощо. Депутати, які користуються цими інструментами, можуть вирішити багато питань, – добавляет Дарина Сыропара. – Це також можливість отримати депутатські повноваження для громадських активістів. А це 78 депутатів районних у Чернігові рад, які можуть отримувати більший доступ до інформації, брати більшу участь у вирішенні питань міста.

Есть ли альтернатива?

Наши собеседники выдвинули диаметрально противоположные предложения. Объективным их мнение вряд ли можно назвать, поскольку они сотрудники районных советов. Но и городской совет может быть также заинтересован в упразднении районных представительств.

Так как их идеи нам показались интересными, мы не могли их не опубликовать… для баланса.

Владимир Грецкий:

Мерія – це інтелектуальний аксакал, який має перейматися стратегічним розвитком міста, а не тим, де який туалет стоїть, де сміття не прибрано. Такі речі мають бути «внизу», адже контролюється це все одно жителями. Розумієте? Тобто система буде працювати ефективніше, якщо її трохи перевернути.

Дарина Сыропара:

Чи потрібні депутати районних у місті рад в Чернігові? Маючи значні делеговані повноваження та беручи активну участь в управлінні містом – так. У векторі руху країни до децентралізації районні в місті ради могли би бути логічним його продовженням. А саме: делегування частини повноважень у сфері ЖКГ, освіти, благоустрою районним радам, які більше наближені до людей.

Основные цифры

Деснянский райсовет:

Бюджет – 348 668 947 грн

Зарплаты – 20 263 825 грн

Оплата коммунальных и прочих услуг – 4 154 450 грн

Соцвыплаты – 321 569 183 грн

Капитальные трансферты – 2 579 721 грн

Новозаводской райсовет:

Бюджет – 561 156 633 грн

Зарплаты – 23 480 373 грн

Оплата коммунальных и прочих услуг – 3 355 152 грн

Соцвыплаты – 531 828 106 грн

Капитальные трансферты – 1 262 051 грн

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#районныесоветы #райсоветы #оптимизация #горсовет #бюджет
Оголошення
live comments feed...