10:01, 16 жовтня 2017 р.
Юрий Синица: как завоевывать мир и рвать шаблоны
Юрий Синица – основатель черниговской компании COLLAR– производителя товаров для животных. Вряд ли ошибемся, если назовем его душой предприятия. Интервью с ним быстро переросло в дружескую беседу. Поразительно, как руководитель такого крупного производства может быть настолько скромным, искренним и в то же время вдохновляющим человеком. Он переполнен масштабными идеями и на собственном примере доказал, что даже самые смелые проекты можно осуществить где угодно… Даже если речь идет о том, чтобы «захватить» китайский рынок с помощью продукции, произведенной в небольшом и «депрессивном» Чернигове.
Это история успеха фирмы, которая из детской мечты переросла в крупное современное производство, не просто известное во всем мире, а задающее темп развития всему рынку товаров для животных. История по-своему наивна и даже романтична, отчего ее хочется рассказывать снова и снова.
Все началось с покупки собаки, о которой с детства мечтал наш собеседник. Когда 16-летний Юрий и его отец не смогли найти приличный ошейник для своего долгожданного любимца, они купили на рынке солдатский кожаный ремень, заклепки и смастерили его сами. Первые заказы посыпались от друзей. Тогда за работу юный предприниматель денег не брал. Со временем, когда обращаться к нему стало все больше людей, решили расширяться. Первое производственное помещение компании было съемной двухкомнатной квартирой, где Юрий Синица, его отец (который, к слову, долго воспринимал начинание сына крайне скептически) и несколько близких друзей шили по нескольку ошейников в день. Дальше были годы укрупнения бизнеса: поиск точек сбыта, открытие зоомагазина «Кот и Пес», дистрибуция товаров других производителей, становление бренда COLLAR, выход на международный рынок. Затем наоборот – сужение профиля, концентрация исключительно на производстве и инновациях.
Спустя 22 года COLLAR – крупнейший (штат превышает 500 человек) производитель товаров для животных Продукция под их лейблом продается в 60 странах мира, представительства открыты в США, Китае, Польше, Испании и России. На счету компании уже несколько запатентованных и признанных разработок. Например, покоривший весь мир пуллер (Puller) – тренировочный снаряд для собак в виде комплекта из двух колец – придуман и создан именно здесь. В процессе тестирования сейчас находится сверхпрочный поводок с пожизненной гарантией и еще уйма других новаций. Впечатляет, не правда ли? Но дальше – больше…
Наравне с достижениями в области предпринимательства Юрий Синица и его компания ведут необычно активную социальную жизнь. На протяжении многих лет они финансируют стерилизацию бездомных животных, развивают канистерапию (метод лечения или реабилитации с использованием собак) для особенных детей, недавно открыли стадион в микрорайоне «ЗАЗа» (впервые за последние 50 лет в Чернигове). И все это тихо, без привлечения лишнего внимания, без пиара и не для рекламы…
«Семь дней» не могли упустить возможности пообщаться и рассказать об этом скромном, но невероятно харизматичном и целеустремленном черниговце.
Во что вырастают мечты
– Ваша компания выросла из мечты… Как появились остальные проекты? Стадион, например.
– Точно так же. Всегда хотел стать профессиональным футболистом. Но с этим не сложилось из-за травмы в детстве. Тринадцать лет назад, мы создали футбольную команду, которая постепенно, шаг за шагом, выходила на новый уровень, начиная с чемпионата города, а заканчивая чемпионатом Украины среди любителей. Замысел в том, чтобы дать возможность юным футболистам, которые не попали в профессиональные клубы, играть и продолжать совершенствовать свое мастерство. Но постоянно все наши планы упирались в то, что в Чернигове не было ни одного приличного поля для тренировок, на стадионе им. Гагарина тренироваться в принципе нельзя.
Тогда и возникла идея построить хороший стадион, где могли бы тренироваться такие команды как наша. В начале никто не верил, что это вообще возможно, многие пытались отговорить. Но мы нашли нужную концепцию, средства и окрыли «Чернигов-арену». Поле с современным покрытием, раздевалкой с удобствами, автостоянкой. Со временем тут появятся крытые трибуны, оно разрастется до масштабов спортивного комплекса.
Оно уже пользуется популярностью. Нам сам позвонил представитель женской сборной Украины, предложил сыграть здесь товарищеский матч с черниговской «Легендой». Позже состоялся матч нашей команды с «Десной». Мы проиграли 5:1, но… гол забили! Хотя и один. Между профессиональным и любительским футболом – огромна пропасть, но мы выглядели очень достойно. Уже состоялся первый детский международный турнир. Столько интересных событий…
– Компания COLLAR, как и другие ваши проекты, не похожа на «классические» постсоветские предприятия. Это современное производство и инновации. Откуда в вас эти западные веяния?
– Мне кажется, есть два ключевых фактора. Во-первых, я много путешествую, в прошлом году совершил 43 перелета. И мы работаем в более чем 60 странах, участвуем ежегодно в не менее чем 30 международных выставках. В поездках беру на заметку какие-то идеи. Например, накануне строительства стадиона, за пять лет мы с братом посетили более 100 стадионов по всему миру – Китай, Америка, Европа – и везде просто приходили и говорили: «У нас есть мечта построить стадион. Покажите, что у вас интересного, устройте нам экскурсию». И люди проникались.
Во-вторых, наша компания последние восемь-девять лет следует четкой концепции: мы создаем продукты, которых в мире не существует. И понятно, что для того, чтобы создавать такие вещи и продавать их по всему миру, должно быть глубокое видение и понимание современных тенденций. Необходимо создавать уникальный дизайн и функционал. Это у многих наших сотрудников уже в крови, поэтому сделать эмблему или классный фасад административного здания или образ стадиона – не составляет для нас глобальной сложности. Конечно, мы не спим ночами и думаем, визуализируем, рисуем 3D-картинки, перебираем разные варианты. Четко понимаем, что хотим создать что-то классное, революционное, по крайней мере для Чернигова. Но делать подобные проекты в нашей стране, а тем более в Чернигове, очень непросто.
Из любви к Чернигову
– Многие предприниматели во время кризиса перевели бизнес или сами переехали за границу. Почему остались вы?
– Многие объясняют это отсутствием конкуренции. Но это не о нас, мы создаем наши продукты и продаем их по всему миру. Бизнес в Чернигове – это только зоомагазины «Кот и Пёс». Кстати, это тоже была когда-то детская мечта, которая переросла из одного магазина в целуюсеть.
Почему остался? Прежде всего, я люблю этот город, знаю каждую улочку и закоулок, здесь мне комфортно. Много, конечно, об этом думал и рассматривал разные варианты. Возможно, это очередная попытка доказать, что даже в маленьком городе, без наличия инфраструктуры можно создавать какие-то выдающиеся вещи. Вся Украина везет товары из Китая, а ты производишь продукцию в провинциальном городишке, о котором никто не знает, и продаешь ее в Китае. Это рвет все шаблоны. Никто в это не верит, никто не понимает, как так получилось… С другой стороны, самая крупная компания в мире находится в маленьком городке Купертино (речь об американском бренде Apple). Не имеет значения, где ты находишься.
Это вызов – доказать, что можно делать классные вещи независимо от локации, и этим показывать пример. Если ты не смог стать успешным на своей родине, твои шансы стать таким за границей – минимальны. Дело не в людях и вещах, которые тебя окружают, а в тебе самом. Инновационные продукты можно создавать и здесь. Безусловно, в Китае было бы проще – благодаря развитой инфраструктуре. Там больше продвинутых компаний, но есть и языковой барьер...
– Как относитесь к изменениям в городе? Что бы делали по-другому?
– В целом мне нравится, потому что изменений много. И то, что происходит, – это неплохо.
Из того, что можно было бы делать еще, хочется, чтобы больше обращали внимания на такие проекты, которые было бы видно не только из города, но и из других стран. Примеров – уйма. Чего только стоит Дания, полностью себя обеспечивающая бананами (смеется). И абсолютно энергетически независимая (при этом большая часть вырабатываемой энергии – «зеленая»). Которая полностью отказалась от бумажных денег и продала свой печатных станок в Финляндию… Понятно, что у города уйма проблем: дороги, инфраструктура… Но насущные проблемы у города будут всегда, так же как и у любой компании. Я не говорю, что проекты должны быть именно такими или настолько масштабными, но направление мысли у руководства должно быть похожим. Целиться нужно на реализацию проектов, которых еще не было в Украине.
Вот мы, например, хотим сделать «Чернигов-Арену» первым энергонезависимым спортивным объектом в Украине. Не знаю, насколько это у нас получится, но если мы это сделаем, на Чернигов обратит внимание вся Украина, а может и мир.
– Вы много делаете для города. Почему этим не хвастаетесь?
– В социальных проектах мы стараемся делать то, что никто не делает или сделает в далеком будущем. Не понимаю, в чем смысл это афишировать. На чем тут пиариться? Глубоко убежден, что пиар на хороших делах – это неискренне. Я не собираюсь идти в депутаты или использовать это в личных целях. И вообще, когда ты делаешь социальный проект, не стоит ждать какой-то отдачи. Мы просто брали и делали. Это приносит ощущение, что твоя компания что-то меняет, что она выходит за рамки просто производства продуктов и приносит пользу гораздо большему числу людей.
Я из Чернигова, я тут родился и вырос, я люблю этот город. Поэтому, когда мы видим какую-то сферу, на которую можем повлиять, особенно когда она вписывается в концепцию нашей компании… кто, если не мы?
О тайм-менеджменте и перезагрузке
– Вы много путешествуете, управляете крупной компанией, занимаетесь благотворительностью… Где черпаете силы и вдохновение?
– Конечно, у любого человека рано или поздно садятся батарейки и есть какие-то способы восполнить заряд. В моем случае это – природа (мне гораздо приятнее сесть в машину, взять собаку и путешествовать в окрестностях Чернигова, чем укатить куда-нибудь на море) и спорт.
Немало вдохновения черпаю из книг. Из того, что серьезно повлияло на мою жизнь и компанию, – «От хорошего к великому» Джима Коллинза. Она помогла мне понять, что заниматься нужно тем, что умеешь делать лучше всего. На тот момент наше предприятие занималось всем, что касается животных: дистрибуцией, производством, розницей и прочим. Тогда я решил, что лучше всего у нас получается с инновациями, и если мы сфокусируемся на этом, толчок для развития будет колоссальным. И мы переориентировались на производство. На дворе был 2007 год, прямо перед кризисом. И именно это нам помогло его пережить. Это был смелый ход: сначала мы потеряли около 50–60 процентов продаж, но за полтора года вышли на объемы, которые были у нас до «реформ».
Еще одна книга – «Цель» (Элияху Голдратт). Основной ее посыл: для того чтобы развиваться, нужно находить узкое место. Твоя производительность, скорость развития и его масштабы равны узкому месту. Это как бутылочное горлышко: через него не выльется больше воды, чем оно позволяет. Когда ты его находишь и расширяешь, компания начинает развиваться быстрее.
– Как вам удается все успевать?
– Я вообще не смотрю телевизор. Фильмы и сериалы смотрю исключительно во время перелетов. Время в социальных сетях строго ограничиваю. Например, для фейсбука у меня стоит специальная программка-таймер, которая позволяет пользоваться им не более 15 минут в день. Удивительно, но когда ставишь себе такие рамки, оказывается, что и за это время ты все равно успеваешь все, что хотел. Остальное остается на реализацию чего-то более значимого. Я вынужден жестко регламентировать свое время – иначе бы не успевал делать все, что задумал.
– Что пожелаете всем черниговцам и молодым предпринимателям?
– Жителям Чернигова хочу пожелать любить и ценить свой город. Поддерживать все инициативы, которые ведут к его развитию. Я сейчас не имею в виду реализацию крупномасштабных проектов. Не выбросить бумажку на улице – тоже вклад в развитие. А молодым людям – как можно быстрее найти себя. Понять, что лучше всего вы можете делать то, к чему у вас есть талант. Не останавливаться, даже если вам говорят, что ничего не выйдет.
Когда я начинал с ошейниками, мне родители говорили: «Юра, бросай заниматься ерундой, семью этим не прокормишь». Меня говорили, что нужно ходить в институт, чтобы потом найти хорошую работу и так далее. Но у меня хватило храбрости их не послушать – и вот во что все это вылилось. Всегда верил в свое дело, чувствовал, что это мое. Я этого хотел, этим горел…
Нужно всегда заниматься любимым делом, по-другому не получится. Я видел уйму примеров, когда люди прогорали, потому что гнались за деньгами, а не за мечтой. Предприниматель – человек, который меняет жизнь людей к лучшему. Об этом не стоит забывать. Поэтому прислушайтесь к себе, ищите дело жизни и никогда не останавливайтесь на достигнутом.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
Спецтема
Оголошення
live comments feed...