Когда из черниговских маршруток исчезнет наличка?

В мае вступил в силу Закон «О внедрении автоматизированных систем оплаты проезда (АСОП) в общественном транспорте», который позволил отказаться от наличного расчета в транспорте. Города сами вправе решать, нужна им такая система или нет. Например, Львов, Житомир и Киев уже определились: нужна. Чернигов же – пока лишь на подготовительном этапе. Коллеги, запустившие АСОП в вышеуказанных областных центрах, поделились с черниговцами собственным опытом, чтобы наши власти смогли сделать процесс перехода максимально эффективным и безболезненным для горожан.

Стартуем?

Хотя закон принимался на общенациональном уровне, его реализацию оставили за городами, при этом четко прописанных рекомендаций по процедуре внедрения технологии е-билета не существует.

Безусловно, на рынке, как международном, так и внутреннем, есть немалое количество предприятий, готовых реализовать подобную задачу, однако систем, как и моделей ее функционирования, достаточно много, что лишь добавляет вопросов, с которыми вскоре придется столкнуться городским властям.

В Черниговском городском совете о подобных нововведениях подумывают уже больше года. В марте «Семь дней» разбирались с общими принципами работы АСОП и вариантами ее внедрения в Чернигове. С тех пор прошло более полугода, а чиновники только решились делать первые шаги в этом направлении, и 9 ноября КП «Черниговское троллейбусное управление» объявило открытый конкурс на поиск подрядчика.

Запускать конкурс планировали еще в сентябре. Но в городской совет обратились операторы: оказалось, у Чернигова с большинством перевозчиков контракты истекают через год, а это не дает никаких гарантий для подрядчика. Поэтому оглашение предложения отложили до решения данного вопроса, – пояснил депутат горсовета Сергей Воробьев.

Согласно опубликованному документу, ЧТУ не понесет никаких финансовых затрат. Все расходы, связанные с внедрением системы, а именно с проектированием, созданием, монтажом, вводом в эксплуатацию и последующим обслуживанием, – должен будет взять на себя оператор.

Взамен компания получит от выручки троллейбусного управления, собранной при помощи валидаторов, процент. А вот какой именно – решится по результатам конкурса. Крайний срок запуска АСОП в коммунальном транспорте – 1 октября 2018 года. Заявки принимаются до 1 декабря, конкурс проведут 15 декабря текущего года.

Интересно, что в документе прописаны лишь общие требования к подрядчику. К примеру, в своем портфолио он должен иметь не менее двух подобных проектов, реализованных в Украине. Однако он не содержит никаких конкретных требований к техническому оснащению: будет ли это онлайн- или офлайн-система, подключат ли к ней частных перевозчиков (если да, то на каких условиях) и пр.? Все это планируют решать по мере поступления предложений от кандидатов.

Из практики соседей

В Украине есть уже несколько городов, имплементировавших или же находящихся в процессе запуска АСОП. Среди них – Тернополь, Житомир, Винница, Львов и Киев. С тем, чтобы обменяться опытом и наработать практические рекомендации для Чернигова, 14 ноября был организовала круглый стол. На мероприятии присутствовали представители Житомира и Львова, а вот городски власти приглашение, по словам организаторов, проигнорировали.

Опыт обоих городов кардинально различен. Так, Львов шел к внедрению автоматизированной системы оплаты проезда не менее шести лет, и получилось у них (запуск АСОП запланирован на 2018 года) лишь с третьей попытки. Пробовали и просто завести инвестора в 2011 году, и открытый конкурс объявляли. Но ни один из методов не был стопроцентно поддержан. В конечном итоге приняли решение не отдавать транспорт в аренду инвесторам, а вкладывать самостоятельно.

Для этого львовские власти создали специализированное коммунальное предприятие и взяли 10 миллионов евро кредита у Европейского банка развития и реконструкции. Здесь остановились на внедрении онлайн-системы, которая в случае отсутствия Интернета передает информацию на бортовой компьютер, а при первой же возможности – на сервер.

Це надскладний процес, ми наразі працюємо з міжнародним законодавством, за кожним кроком слідкує незалежний консультант. Тендер з ЄБРР проходить у три етапи. Останній – визнання переможця – у нас запланований на березень 2018 року. Однак це – максимально прозорий спосіб, який після всіх невдалих спроб задовольняє і депутатський корпус, і представницьку владу, – делится опытом Святослав Товстига, глава соответствующей рабочей группы при Львовском горсовете.

Но, опираясь на практику Львова с его прогрессивной позицией в этом вопросе, стоит помнить, что это крупный город, с бюджетом развития в 2 миллиарда гривен (данные за 2017 год), что соответствует всему бюджету Чернигова за тот же год.

Куда ближе к нам по сопоставимости Житомир, с населением 270 тысяч человек, общий бюджет которого – 2 миллиарда (и 300 миллионов – бюджет развития). Здесь пошли иным путем: решения принимали простые и быстро, ориентируясь только на инвестиции извне, но не из-за границы (т. к. стоимость проезда в городе слишком низка, чтобы покрывать затраты иностранных компаний).

В Житомире решили начинать с офлайн-системы, которую в будущем можно будет переоборудовать под работу в режиме реального времени. Начинали в текущем году с того, что создали коммунальное предприятие (ведь транспорт – это стратегический вопрос), печати первых е-билетов и выдачу мобильных валидаторов кондукторам, затем установили стационарные – на одну дверь. Сейчас запускают процесс оборудования частных перевозчиков.

Едины реформаторы из других областей в том, что нужно кардинально менять устаревшую схему взаимоотношений «город – частный перевозчик». Оба спикера неоднократно подчеркивали, что они должны быть цивилизованными – рыночными и прямыми.

Во Львове и Житомире систему наладили так, что город собирает всю выручку посредством АСОП, а после на договорных основаниях расплачивается с каждым частным перевозчиков за фактически предоставленные услуги. Измеряются они в километрах, при этом в зависимости от маршрута, состояния подвижного состава и прочих факторов цена одного километра может колебаться.

Это определенные риски для города, с другой стороны – полный контроль за транспортной сетью, реальные цифры пассажиропотока, льготников и пр.

Сопротивление

Присутствующие на встрече перевозчики сразу дали понять, что к подобным нововведениям относятся негативно. Давили на то, что при внедрении е-билета цена проезда непременно возрастет. Но готовы ли к этому горожане?

Кто-нибудь вообще проводил исследования, хотят люди ездить дороже на хорошем транспорте или кое-как, но задешево? И как в таком случае будет рассчитываться цена проезда или стоимость одного километра маршрута? – спросил один из перевозчиков.

Так или иначе, а запуск АСОП действительно влечет за собой рост оплаты за проезд. Так, ожидается, что во Львове она поднимется с 4 грн до 6 грн (если покупать абонемент на несколько поездок), или даже до 10 грн (если оплачивать проезд разово у водителя). Однако, по словам экспертов, это уже «головная боль города».

Как и сейчас, устанавливать размер стоимости проездных документов будет исполком, но не по утвержденной методике, а на основе собственных экономических расчетов. Так вот, если жители перестанут пользоваться дорогим общественным транспортом и КП будет работать в убыток – городу все равно придется компенсировать частникам затраты из казны.

С другой стороны, такая схема, когда муниципалитет продает услуги, может привести и к сокращению числа перевозчиков. В Житомире уже готовятся оптимизировать маршруты – чтобы не оплачивать лишние километры.

Еженедельник "Семь дней"
е-билет АСОП валидация общественныйтранспорт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
549 просмотров в октябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Спорт
З 8 по 18 жовтня у Запоріжжі, понад 100 боксерів із 22 регіонів змагалися на Кубку України серед чоловіків, переможці якого автоматично виконують норматив "Майстра спорту України". Спортсмени з Чернігівщини вибороли бронзові нагороди цих змагань. Про це повідомляє Департамент сім'ї, молоді та спорту Чернігівської ОДА. Серед представників Чернігівської області успішно виступили та вибороли ІІІ місця: Данило Жасан (вагова категорія 81 кг, ШВСМ, тренери А. Ко...
Происшествия
Поліцейські Козелецького відділення поліції провели санкціонований обшук в обійсті жителя одного з сіл району та викрили підпільну нарколабораторію. Правоохоронці виявили готові для вжитку наркотики, а також інгредієнти та обладнання для їх виготовлення. Про це повідомляє Патрульна поліція Чернігівської області, на офіційній сторінці у Facebook. Обшук поліцією відбувся після отримання інформації, що до одного з сіл району періодично приїздять підозрілі мол...
Общество
На міському пляжі "Золотий берег" почали розчищати русло та укріплювати берег, з метою покращення екологічного стану річки Десна та поліпшення умов літнього відпочинку населення. Про це повідомляє Деснянське басейнове управління водних ресурсів. Роботи проводяться на замовлення Управління ЖКГ Чернігівської міськради, за погодженням сектору Держводагентства у Чернігівській області. Русло розчищається за допомогою земснарядів. Увесь пісок використовується дл...
Общество
Муніципальна варта міста Чернігова підсилила контроль за спалюванням. Кожного дня відбувається спілкування з “паліями”, складаються протоколи. Про це повідомляється на офіційній сторінці Муніципальной варти у Facebook. Муніципали роздали тисячі примірників агітматеріалів. Робота йде у співпраці працівників відділів благоустрою Новозаводської та Деснянської рад та патрульною поліцією. Нагадаємо, що при спалюванні листя в атмосферне повітря виділяються шкід...
Спорт
Поединок 12-го тура чемпионата Украины по футболу в Харькове между донецким «Шахтером» и черниговской «Десной» закончился со счетом 1:0. Единственный гол был забит за 2 минуты до конца игры. Хозяева имели преимущество на протяжении первой половины игры, но весь первый тайм не могли распечатать ворота «Десны». В начале второго тайма произошел ряд событий, которые придали матчу скандальный оттенок. Сначала арбитр показал вторую желтую карточку грузинскому ле...
Общество
В ближайшие дни на Николаевскую область приедут семьи с детьми из Ичнянского района, которые пострадали и были эвакуированы из собственных домов вследствие взрывов на складах боеприпасов. Как сообщили в Николаевской облгосадминистрации, накануне к председателю Николаевской ОГА Алексея Савченко обратилась и.о. председателя Черниговской облгосадминистрации Юлия Свириденко. Она попросила приютить семьи эвакуированных и пострадавших в результате чрезвычайной с...
Общество
Десять людей з підтопленої вулиці Декабристів відновили документи, які пошкодила злива 30 червня, повідомляє прес-служба міськради Чернігова. Це всі  люди, які звернулися до центру адміністративних послуг з цим питанням, повідомив Микола Овсяник, начальник управління адміністративних послуг міської ради. Двом громадянам оформлені біометричні документи -  внутрішні паспорти громадянина України  у формі картки замість непридатних для подальшого використання...
Происшествия
Полиция продолжает патрулирование 15 населенных пунктов в Ичнянском районе. Правоохранители уверяют, что фактор мародерства не зафиксировано. По словам первого заместителя главы Национальной полиции Вячеслава Аброськина, для обеспечения общественного порядка привлечены автопатрули и пешие наряды. Всего полиция зарегистрировала 127 сообщений о событиях, связанных со взрывами на складах. В частности, поступило 17 сообщений о повреждении и разрушении зданий,...
Общество
Три працівники, які укладали тротуарну плитку по одній з вулиць Чернігова, працювали без  оформлених трудових договорів, відповідного наказу та повідомлення уповноваженого органу про їх прийняття на роботу, повідомляє ДФС у Чернігівській області.  Санкції у даному випадку передбачають накладення на порушника фінансових стягнень у розмірі 30 мінімальних заробітних плат за одного працівника. На сьогодні  це 111 690 гривень. Використання праці неоформлених пр...