10:17, 18 листопада 2017 р.
Когда из черниговских маршруток исчезнет наличка?
В мае вступил в силу Закон «О внедрении автоматизированных систем оплаты проезда (АСОП) в общественном транспорте», который позволил отказаться от наличного расчета в транспорте. Города сами вправе решать, нужна им такая система или нет. Например, Львов, Житомир и Киев уже определились: нужна. Чернигов же – пока лишь на подготовительном этапе. Коллеги, запустившие АСОП в вышеуказанных областных центрах, поделились с черниговцами собственным опытом, чтобы наши власти смогли сделать процесс перехода максимально эффективным и безболезненным для горожан.
Стартуем?
Хотя закон принимался на общенациональном уровне, его реализацию оставили за городами, при этом четко прописанных рекомендаций по процедуре внедрения технологии е-билета не существует.
Безусловно, на рынке, как международном, так и внутреннем, есть немалое количество предприятий, готовых реализовать подобную задачу, однако систем, как и моделей ее функционирования, достаточно много, что лишь добавляет вопросов, с которыми вскоре придется столкнуться городским властям.
В Черниговском городском совете о подобных нововведениях подумывают уже больше года. В марте «Семь дней» разбирались с общими принципами работы АСОП и вариантами ее внедрения в Чернигове. С тех пор прошло более полугода, а чиновники только решились делать первые шаги в этом направлении, и 9 ноября КП «Черниговское троллейбусное управление» объявило открытый конкурс на поиск подрядчика.
– Запускать конкурс планировали еще в сентябре. Но в городской совет обратились операторы: оказалось, у Чернигова с большинством перевозчиков контракты истекают через год, а это не дает никаких гарантий для подрядчика. Поэтому оглашение предложения отложили до решения данного вопроса, – пояснил депутат горсовета Сергей Воробьев.
Согласно опубликованному документу, ЧТУ не понесет никаких финансовых затрат. Все расходы, связанные с внедрением системы, а именно с проектированием, созданием, монтажом, вводом в эксплуатацию и последующим обслуживанием, – должен будет взять на себя оператор.
Взамен компания получит от выручки троллейбусного управления, собранной при помощи валидаторов, процент. А вот какой именно – решится по результатам конкурса. Крайний срок запуска АСОП в коммунальном транспорте – 1 октября 2018 года. Заявки принимаются до 1 декабря, конкурс проведут 15 декабря текущего года.
Интересно, что в документе прописаны лишь общие требования к подрядчику. К примеру, в своем портфолио он должен иметь не менее двух подобных проектов, реализованных в Украине. Однако он не содержит никаких конкретных требований к техническому оснащению: будет ли это онлайн- или офлайн-система, подключат ли к ней частных перевозчиков (если да, то на каких условиях) и пр.? Все это планируют решать по мере поступления предложений от кандидатов.
Из практики соседей
В Украине есть уже несколько городов, имплементировавших или же находящихся в процессе запуска АСОП. Среди них – Тернополь, Житомир, Винница, Львов и Киев. С тем, чтобы обменяться опытом и наработать практические рекомендации для Чернигова, 14 ноября был организовала круглый стол. На мероприятии присутствовали представители Житомира и Львова, а вот городски власти приглашение, по словам организаторов, проигнорировали.
Опыт обоих городов кардинально различен. Так, Львов шел к внедрению автоматизированной системы оплаты проезда не менее шести лет, и получилось у них (запуск АСОП запланирован на 2018 года) лишь с третьей попытки. Пробовали и просто завести инвестора в 2011 году, и открытый конкурс объявляли. Но ни один из методов не был стопроцентно поддержан. В конечном итоге приняли решение не отдавать транспорт в аренду инвесторам, а вкладывать самостоятельно.
Для этого львовские власти создали специализированное коммунальное предприятие и взяли 10 миллионов евро кредита у Европейского банка развития и реконструкции. Здесь остановились на внедрении онлайн-системы, которая в случае отсутствия Интернета передает информацию на бортовой компьютер, а при первой же возможности – на сервер.
– Це надскладний процес, ми наразі працюємо з міжнародним законодавством, за кожним кроком слідкує незалежний консультант. Тендер з ЄБРР проходить у три етапи. Останній – визнання переможця – у нас запланований на березень 2018 року. Однак це – максимально прозорий спосіб, який після всіх невдалих спроб задовольняє і депутатський корпус, і представницьку владу, – делится опытом Святослав Товстига, глава соответствующей рабочей группы при Львовском горсовете.
Но, опираясь на практику Львова с его прогрессивной позицией в этом вопросе, стоит помнить, что это крупный город, с бюджетом развития в 2 миллиарда гривен (данные за 2017 год), что соответствует всему бюджету Чернигова за тот же год.
Куда ближе к нам по сопоставимости Житомир, с населением 270 тысяч человек, общий бюджет которого – 2 миллиарда (и 300 миллионов – бюджет развития). Здесь пошли иным путем: решения принимали простые и быстро, ориентируясь только на инвестиции извне, но не из-за границы (т. к. стоимость проезда в городе слишком низка, чтобы покрывать затраты иностранных компаний).
В Житомире решили начинать с офлайн-системы, которую в будущем можно будет переоборудовать под работу в режиме реального времени. Начинали в текущем году с того, что создали коммунальное предприятие (ведь транспорт – это стратегический вопрос), печати первых е-билетов и выдачу мобильных валидаторов кондукторам, затем установили стационарные – на одну дверь. Сейчас запускают процесс оборудования частных перевозчиков.
Едины реформаторы из других областей в том, что нужно кардинально менять устаревшую схему взаимоотношений «город – частный перевозчик». Оба спикера неоднократно подчеркивали, что они должны быть цивилизованными – рыночными и прямыми.
Во Львове и Житомире систему наладили так, что город собирает всю выручку посредством АСОП, а после на договорных основаниях расплачивается с каждым частным перевозчиков за фактически предоставленные услуги. Измеряются они в километрах, при этом в зависимости от маршрута, состояния подвижного состава и прочих факторов цена одного километра может колебаться.
Это определенные риски для города, с другой стороны – полный контроль за транспортной сетью, реальные цифры пассажиропотока, льготников и пр.
Сопротивление
Присутствующие на встрече перевозчики сразу дали понять, что к подобным нововведениям относятся негативно. Давили на то, что при внедрении е-билета цена проезда непременно возрастет. Но готовы ли к этому горожане?
– Кто-нибудь вообще проводил исследования, хотят люди ездить дороже на хорошем транспорте или кое-как, но задешево? И как в таком случае будет рассчитываться цена проезда или стоимость одного километра маршрута? – спросил один из перевозчиков.
Так или иначе, а запуск АСОП действительно влечет за собой рост оплаты за проезд. Так, ожидается, что во Львове она поднимется с 4 грн до 6 грн (если покупать абонемент на несколько поездок), или даже до 10 грн (если оплачивать проезд разово у водителя). Однако, по словам экспертов, это уже «головная боль города».
Как и сейчас, устанавливать размер стоимости проездных документов будет исполком, но не по утвержденной методике, а на основе собственных экономических расчетов. Так вот, если жители перестанут пользоваться дорогим общественным транспортом и КП будет работать в убыток – городу все равно придется компенсировать частникам затраты из казны.
С другой стороны, такая схема, когда муниципалитет продает услуги, может привести и к сокращению числа перевозчиков. В Житомире уже готовятся оптимизировать маршруты – чтобы не оплачивать лишние километры.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
Понад 3,2 млн грн на підтримку дітей-сиріт зібрано завдяки клієнтам мережі магазинів EVA
Новини компаній
15:00
Спецтема
Оголошення
00:25, 5 вересня
09:20, 28 серпня
13
12:29, 6 вересня
12:34, 6 вересня
live comments feed...