Когда из черниговских маршруток исчезнет наличка?

В мае вступил в силу Закон «О внедрении автоматизированных систем оплаты проезда (АСОП) в общественном транспорте», который позволил отказаться от наличного расчета в транспорте. Города сами вправе решать, нужна им такая система или нет. Например, Львов, Житомир и Киев уже определились: нужна. Чернигов же – пока лишь на подготовительном этапе. Коллеги, запустившие АСОП в вышеуказанных областных центрах, поделились с черниговцами собственным опытом, чтобы наши власти смогли сделать процесс перехода максимально эффективным и безболезненным для горожан.

Стартуем?

Хотя закон принимался на общенациональном уровне, его реализацию оставили за городами, при этом четко прописанных рекомендаций по процедуре внедрения технологии е-билета не существует.

Безусловно, на рынке, как международном, так и внутреннем, есть немалое количество предприятий, готовых реализовать подобную задачу, однако систем, как и моделей ее функционирования, достаточно много, что лишь добавляет вопросов, с которыми вскоре придется столкнуться городским властям.

В Черниговском городском совете о подобных нововведениях подумывают уже больше года. В марте «Семь дней» разбирались с общими принципами работы АСОП и вариантами ее внедрения в Чернигове. С тех пор прошло более полугода, а чиновники только решились делать первые шаги в этом направлении, и 9 ноября КП «Черниговское троллейбусное управление» объявило открытый конкурс на поиск подрядчика.

Запускать конкурс планировали еще в сентябре. Но в городской совет обратились операторы: оказалось, у Чернигова с большинством перевозчиков контракты истекают через год, а это не дает никаких гарантий для подрядчика. Поэтому оглашение предложения отложили до решения данного вопроса, – пояснил депутат горсовета Сергей Воробьев.

Согласно опубликованному документу, ЧТУ не понесет никаких финансовых затрат. Все расходы, связанные с внедрением системы, а именно с проектированием, созданием, монтажом, вводом в эксплуатацию и последующим обслуживанием, – должен будет взять на себя оператор.

Взамен компания получит от выручки троллейбусного управления, собранной при помощи валидаторов, процент. А вот какой именно – решится по результатам конкурса. Крайний срок запуска АСОП в коммунальном транспорте – 1 октября 2018 года. Заявки принимаются до 1 декабря, конкурс проведут 15 декабря текущего года.

Интересно, что в документе прописаны лишь общие требования к подрядчику. К примеру, в своем портфолио он должен иметь не менее двух подобных проектов, реализованных в Украине. Однако он не содержит никаких конкретных требований к техническому оснащению: будет ли это онлайн- или офлайн-система, подключат ли к ней частных перевозчиков (если да, то на каких условиях) и пр.? Все это планируют решать по мере поступления предложений от кандидатов.

Из практики соседей

В Украине есть уже несколько городов, имплементировавших или же находящихся в процессе запуска АСОП. Среди них – Тернополь, Житомир, Винница, Львов и Киев. С тем, чтобы обменяться опытом и наработать практические рекомендации для Чернигова, 14 ноября был организовала круглый стол. На мероприятии присутствовали представители Житомира и Львова, а вот городски власти приглашение, по словам организаторов, проигнорировали.

Опыт обоих городов кардинально различен. Так, Львов шел к внедрению автоматизированной системы оплаты проезда не менее шести лет, и получилось у них (запуск АСОП запланирован на 2018 года) лишь с третьей попытки. Пробовали и просто завести инвестора в 2011 году, и открытый конкурс объявляли. Но ни один из методов не был стопроцентно поддержан. В конечном итоге приняли решение не отдавать транспорт в аренду инвесторам, а вкладывать самостоятельно.

Для этого львовские власти создали специализированное коммунальное предприятие и взяли 10 миллионов евро кредита у Европейского банка развития и реконструкции. Здесь остановились на внедрении онлайн-системы, которая в случае отсутствия Интернета передает информацию на бортовой компьютер, а при первой же возможности – на сервер.

Це надскладний процес, ми наразі працюємо з міжнародним законодавством, за кожним кроком слідкує незалежний консультант. Тендер з ЄБРР проходить у три етапи. Останній – визнання переможця – у нас запланований на березень 2018 року. Однак це – максимально прозорий спосіб, який після всіх невдалих спроб задовольняє і депутатський корпус, і представницьку владу, – делится опытом Святослав Товстига, глава соответствующей рабочей группы при Львовском горсовете.

Но, опираясь на практику Львова с его прогрессивной позицией в этом вопросе, стоит помнить, что это крупный город, с бюджетом развития в 2 миллиарда гривен (данные за 2017 год), что соответствует всему бюджету Чернигова за тот же год.

Куда ближе к нам по сопоставимости Житомир, с населением 270 тысяч человек, общий бюджет которого – 2 миллиарда (и 300 миллионов – бюджет развития). Здесь пошли иным путем: решения принимали простые и быстро, ориентируясь только на инвестиции извне, но не из-за границы (т. к. стоимость проезда в городе слишком низка, чтобы покрывать затраты иностранных компаний).

В Житомире решили начинать с офлайн-системы, которую в будущем можно будет переоборудовать под работу в режиме реального времени. Начинали в текущем году с того, что создали коммунальное предприятие (ведь транспорт – это стратегический вопрос), печати первых е-билетов и выдачу мобильных валидаторов кондукторам, затем установили стационарные – на одну дверь. Сейчас запускают процесс оборудования частных перевозчиков.

Едины реформаторы из других областей в том, что нужно кардинально менять устаревшую схему взаимоотношений «город – частный перевозчик». Оба спикера неоднократно подчеркивали, что они должны быть цивилизованными – рыночными и прямыми.

Во Львове и Житомире систему наладили так, что город собирает всю выручку посредством АСОП, а после на договорных основаниях расплачивается с каждым частным перевозчиков за фактически предоставленные услуги. Измеряются они в километрах, при этом в зависимости от маршрута, состояния подвижного состава и прочих факторов цена одного километра может колебаться.

Это определенные риски для города, с другой стороны – полный контроль за транспортной сетью, реальные цифры пассажиропотока, льготников и пр.

Сопротивление

Присутствующие на встрече перевозчики сразу дали понять, что к подобным нововведениям относятся негативно. Давили на то, что при внедрении е-билета цена проезда непременно возрастет. Но готовы ли к этому горожане?

Кто-нибудь вообще проводил исследования, хотят люди ездить дороже на хорошем транспорте или кое-как, но задешево? И как в таком случае будет рассчитываться цена проезда или стоимость одного километра маршрута? – спросил один из перевозчиков.

Так или иначе, а запуск АСОП действительно влечет за собой рост оплаты за проезд. Так, ожидается, что во Львове она поднимется с 4 грн до 6 грн (если покупать абонемент на несколько поездок), или даже до 10 грн (если оплачивать проезд разово у водителя). Однако, по словам экспертов, это уже «головная боль города».

Как и сейчас, устанавливать размер стоимости проездных документов будет исполком, но не по утвержденной методике, а на основе собственных экономических расчетов. Так вот, если жители перестанут пользоваться дорогим общественным транспортом и КП будет работать в убыток – городу все равно придется компенсировать частникам затраты из казны.

С другой стороны, такая схема, когда муниципалитет продает услуги, может привести и к сокращению числа перевозчиков. В Житомире уже готовятся оптимизировать маршруты – чтобы не оплачивать лишние километры.

Еженедельник "Семь дней"
е-билет АСОП валидация общественныйтранспорт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
549 просмотров в декабре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
В среду и четверг, 12–13 декабря, на территории Черниговщины ожидается значительное осложнение погодных условий, вызванное действием южного циклона: снег, метель, налипание мокрого снега, сильные порывы ветра до 15-20 м/с. Сегодня представители Службы автомобильных дорог в Черниговской области, ГП «Черниговский облавтодор», Облгидрометцентра, областных управлений Нацполиции, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям и Укртрансбезпеки встретились на...
Криминал
Учора дві продавчині самостійно затримали грабіжника, який спробував вихопити з каси супермаркету на вулиці Попова майже дві з половиною тисячі гривень. Про це повідомляє сектор комунікації поліції Чернігівської області.  Чоловік вхопив гроші й спробував утекти, проте одна із жінок змогла затримати чоловіка й тримала його, поки  інша закрила двері закладу й натиснула на «тривожну» кнопку.  Коли поліція приїхала на місце, дві продавчині передали поліції зло...
Спорт
Национальная полиция опубликовала видео с перепиской и переговорами судей, футболистов и организаторов договорных матчей, сообщает FootballHub. Среди четырех матчей, которые оказались по колпаком у полицейских – поединок прошлого чемпионата в первой лиге между ФК «Сумы» и черниговской «Десной». Он прошел в апреле 2018 года. Правоохранителями представлены фрагменты переписки, в которых идет речь о вознаграждении в сумме 20 тысяч гривен для каждого из участн...
Криминал
За хабар у розмірі 200 доларів, орієнтовно 5 500 гривень, чиновник з Чернігівської райдержадміністрації заплатив штраф - 8 500 гривень. Про це повідомляє прес-служба прокуратури Чернігівської області. Весною 2017 року головний спеціаліст відділу з питань містобудування, архітектури, екології та житлово-комунального господарства Чернігівської РДА виготовив паспорт прив’язки тимчасової споруди для встановлення торгівельного намету з продажу пива та харчів в...
Общество
План призову на Чернігівщині виконали на 97%. Цього тижня на службу відправлять ще 23 призовники. Про це повідомляє Департамент інформаційної діяльності та комунікацій з громадськістю Чернігівської ОДА з посиланням на Міністерства оборони України. На службі в Збройних Силах України вже перебувають 526 осіб осіннього призову з Чернігівщини. В Україні призовні комісії відправили до війська 17 тисяч 620 призовників, це 98 % від загального плану. Ще 340 призов...
Общество
Коммунальное предприятие АТП-2528, установившее на прошлой неделе 6 первых новых урн в центре Чернигова, получило от городского головы похвалу. – Дякую. Потрапили в «десятку» і кольором, і об’ємом, - сказал Владислав Атрошенко. Вдохновленные коммунальщики даже предложили перевыполнить план на следующий год по таким урнам – установить не 100, а 150. Напомним, что 7 декабря, работники цеха уборки КП «АТП-2528» установили в Чернигове 6 первых урн нового форма...
Общество
За неделю в горсовете собрали чуть более 38 тысяч гривен на покупку подарков солдатам и офицерам, которые сегодня находятся в зоне ООС (АТО). При этом более половины суммы – вклад городского головы Чернигова Владислава Атрошенко, который объявил неделей ранее о том, что жертвует месячную зарплату – 20 тысяч. Услышав, что все остальные чиновники вместе взятые собрали меньше – мэр несколько расстроился. –  Справа добровільна, звісно… Але, керівники, переглян...
Общество
Небезпечну зону навколо складів зброї, які вибухнули в жовтні під Ічнею, майже розчистили. Усього потрібно було розчистити понад 80 гектарів. Наразі залишилося лише три.  З початку робіт зоні навколо вибуху вилучили 99 378 боєприпасів Про це повідомляє Департамент з питань цивільного захисту та оборонної роботи Чернігівської ОДА.  За минулу добу вилучили 389 вибухонебезпечних предметів.  На місці досі працюють піротехніки, 92 людини особового складу та 29...
Общество
Руководитель коммунального предприятия «Черниговводоканал» Сергей Малявко рассказал о том, сколько денег ему нужно для решения первоочередных задач. Чиновник отметил, что перед водоканалом стоит несколько ключевых вызовов, с которыми необходимо работать в ближайший год. Первое – замена водопроводных и канализационных сетей. Особенно там – где запланирован ремонт дороги. Ведь иначе после аварии придется раскапывать новый асфальт. В приоритете – улица Герое...