Когда из черниговских маршруток исчезнет наличка?

В мае вступил в силу Закон «О внедрении автоматизированных систем оплаты проезда (АСОП) в общественном транспорте», который позволил отказаться от наличного расчета в транспорте. Города сами вправе решать, нужна им такая система или нет. Например, Львов, Житомир и Киев уже определились: нужна. Чернигов же – пока лишь на подготовительном этапе. Коллеги, запустившие АСОП в вышеуказанных областных центрах, поделились с черниговцами собственным опытом, чтобы наши власти смогли сделать процесс перехода максимально эффективным и безболезненным для горожан.

Стартуем?

Хотя закон принимался на общенациональном уровне, его реализацию оставили за городами, при этом четко прописанных рекомендаций по процедуре внедрения технологии е-билета не существует.

Безусловно, на рынке, как международном, так и внутреннем, есть немалое количество предприятий, готовых реализовать подобную задачу, однако систем, как и моделей ее функционирования, достаточно много, что лишь добавляет вопросов, с которыми вскоре придется столкнуться городским властям.

В Черниговском городском совете о подобных нововведениях подумывают уже больше года. В марте «Семь дней» разбирались с общими принципами работы АСОП и вариантами ее внедрения в Чернигове. С тех пор прошло более полугода, а чиновники только решились делать первые шаги в этом направлении, и 9 ноября КП «Черниговское троллейбусное управление» объявило открытый конкурс на поиск подрядчика.

Запускать конкурс планировали еще в сентябре. Но в городской совет обратились операторы: оказалось, у Чернигова с большинством перевозчиков контракты истекают через год, а это не дает никаких гарантий для подрядчика. Поэтому оглашение предложения отложили до решения данного вопроса, – пояснил депутат горсовета Сергей Воробьев.

Согласно опубликованному документу, ЧТУ не понесет никаких финансовых затрат. Все расходы, связанные с внедрением системы, а именно с проектированием, созданием, монтажом, вводом в эксплуатацию и последующим обслуживанием, – должен будет взять на себя оператор.

Взамен компания получит от выручки троллейбусного управления, собранной при помощи валидаторов, процент. А вот какой именно – решится по результатам конкурса. Крайний срок запуска АСОП в коммунальном транспорте – 1 октября 2018 года. Заявки принимаются до 1 декабря, конкурс проведут 15 декабря текущего года.

Интересно, что в документе прописаны лишь общие требования к подрядчику. К примеру, в своем портфолио он должен иметь не менее двух подобных проектов, реализованных в Украине. Однако он не содержит никаких конкретных требований к техническому оснащению: будет ли это онлайн- или офлайн-система, подключат ли к ней частных перевозчиков (если да, то на каких условиях) и пр.? Все это планируют решать по мере поступления предложений от кандидатов.

Из практики соседей

В Украине есть уже несколько городов, имплементировавших или же находящихся в процессе запуска АСОП. Среди них – Тернополь, Житомир, Винница, Львов и Киев. С тем, чтобы обменяться опытом и наработать практические рекомендации для Чернигова, 14 ноября был организовала круглый стол. На мероприятии присутствовали представители Житомира и Львова, а вот городски власти приглашение, по словам организаторов, проигнорировали.

Опыт обоих городов кардинально различен. Так, Львов шел к внедрению автоматизированной системы оплаты проезда не менее шести лет, и получилось у них (запуск АСОП запланирован на 2018 года) лишь с третьей попытки. Пробовали и просто завести инвестора в 2011 году, и открытый конкурс объявляли. Но ни один из методов не был стопроцентно поддержан. В конечном итоге приняли решение не отдавать транспорт в аренду инвесторам, а вкладывать самостоятельно.

Для этого львовские власти создали специализированное коммунальное предприятие и взяли 10 миллионов евро кредита у Европейского банка развития и реконструкции. Здесь остановились на внедрении онлайн-системы, которая в случае отсутствия Интернета передает информацию на бортовой компьютер, а при первой же возможности – на сервер.

Це надскладний процес, ми наразі працюємо з міжнародним законодавством, за кожним кроком слідкує незалежний консультант. Тендер з ЄБРР проходить у три етапи. Останній – визнання переможця – у нас запланований на березень 2018 року. Однак це – максимально прозорий спосіб, який після всіх невдалих спроб задовольняє і депутатський корпус, і представницьку владу, – делится опытом Святослав Товстига, глава соответствующей рабочей группы при Львовском горсовете.

Но, опираясь на практику Львова с его прогрессивной позицией в этом вопросе, стоит помнить, что это крупный город, с бюджетом развития в 2 миллиарда гривен (данные за 2017 год), что соответствует всему бюджету Чернигова за тот же год.

Куда ближе к нам по сопоставимости Житомир, с населением 270 тысяч человек, общий бюджет которого – 2 миллиарда (и 300 миллионов – бюджет развития). Здесь пошли иным путем: решения принимали простые и быстро, ориентируясь только на инвестиции извне, но не из-за границы (т. к. стоимость проезда в городе слишком низка, чтобы покрывать затраты иностранных компаний).

В Житомире решили начинать с офлайн-системы, которую в будущем можно будет переоборудовать под работу в режиме реального времени. Начинали в текущем году с того, что создали коммунальное предприятие (ведь транспорт – это стратегический вопрос), печати первых е-билетов и выдачу мобильных валидаторов кондукторам, затем установили стационарные – на одну дверь. Сейчас запускают процесс оборудования частных перевозчиков.

Едины реформаторы из других областей в том, что нужно кардинально менять устаревшую схему взаимоотношений «город – частный перевозчик». Оба спикера неоднократно подчеркивали, что они должны быть цивилизованными – рыночными и прямыми.

Во Львове и Житомире систему наладили так, что город собирает всю выручку посредством АСОП, а после на договорных основаниях расплачивается с каждым частным перевозчиков за фактически предоставленные услуги. Измеряются они в километрах, при этом в зависимости от маршрута, состояния подвижного состава и прочих факторов цена одного километра может колебаться.

Это определенные риски для города, с другой стороны – полный контроль за транспортной сетью, реальные цифры пассажиропотока, льготников и пр.

Сопротивление

Присутствующие на встрече перевозчики сразу дали понять, что к подобным нововведениям относятся негативно. Давили на то, что при внедрении е-билета цена проезда непременно возрастет. Но готовы ли к этому горожане?

Кто-нибудь вообще проводил исследования, хотят люди ездить дороже на хорошем транспорте или кое-как, но задешево? И как в таком случае будет рассчитываться цена проезда или стоимость одного километра маршрута? – спросил один из перевозчиков.

Так или иначе, а запуск АСОП действительно влечет за собой рост оплаты за проезд. Так, ожидается, что во Львове она поднимется с 4 грн до 6 грн (если покупать абонемент на несколько поездок), или даже до 10 грн (если оплачивать проезд разово у водителя). Однако, по словам экспертов, это уже «головная боль города».

Как и сейчас, устанавливать размер стоимости проездных документов будет исполком, но не по утвержденной методике, а на основе собственных экономических расчетов. Так вот, если жители перестанут пользоваться дорогим общественным транспортом и КП будет работать в убыток – городу все равно придется компенсировать частникам затраты из казны.

С другой стороны, такая схема, когда муниципалитет продает услуги, может привести и к сокращению числа перевозчиков. В Житомире уже готовятся оптимизировать маршруты – чтобы не оплачивать лишние километры.

Еженедельник "Семь дней"
е-билет АСОП валидация общественныйтранспорт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Рух автотранспорту на вулицях Чорновола та Старобілоуська обмежать з 22 квітня. Таке рішення ухвалив виконком Чернігівської міськради - повідомляє прес-служба мерії. Рух переркривають через ремонт шляхів. Рух вулицею Чорновола обмежать по 23, а вулицею Старобілоуська - по 26 квітня з 9 до 19 години. Також вносяться наступні зміни у рух громадського транспорту: 22-26 квітня автобусний маршрут №1 буде здійснювати об'їзд вулицями Ріпкинська — Любецька — Старо...
Общество
За даними офіційного сайту Державного реєстру виборців 6 897 мешканців Чернігівщини голосуватимуть не за місцем реєстрації, натомість 7 054 мешканців з інших регіонів звернулися до чернігівських місцевих відділів ДРВ із заявами про тимчасову зміну місця голосування. В межах самої області 3 146 осіб змінили виборчі адреси.  Про це йдеться у повідомленні громадської мережі "Опора". Станом на 17 квітня 13 951 мешканець Чернігівщини голосуватиме не на «своїй»,...
Общество
За первые 2 месяца этого года Черниговщина продала товаров на 128,5 миллионов долларов США. Это на 15,3% больше, чем за аналогичний период прошлого года. Об этом сообщает Департамент экономического развития Черниговской ОГА. Больше половины экспорта (63,95) - зерновые. А вот готовых продуктов питания продали почти в 9 раз меньше - 7,2%. Среди экспортируемого так же древесина и изделия из нее (6,3%), машины и оборудование (6,1%), обувь (4,5%). Больше всего...
Общество
Пиротехники Черниговского областного управления ГСЧС нашли 62 взрывоопасных предмета в смт. Дружба Ичнянского района. Опасную находку уже уничтожили. Об этом сообщает Департамент гражданской защиты и оборонной работы Черниговской ОГА. Утилизировали 5 реактивных снарядов калибра 122 мм, 4 артиллерийских снаряда калибра 30 мм, 39 артиллерийских снарядов калибра 23 мм, 12 ручных гранат Ф-1, 2 ручные гранаты РГН. Снаряды обнаружили во время проверки территории...
Общество
Сьогодні, 18 квітня, виконком мав би затвердити інвестиційну програму АТ «Облтеплокомуенерго» на 2019 рік у сфері теплопостачання, але це питання зняли з розгляду. Про це повідомляє Прес-служба Чернігівської міської ради. Причиною тому стала відсутність громадських обговорень з цього приводу. За словами заступника міського голови Олександра Ломако, обговорення інвестиційної програми має бути максимально публічним. «Пропоную керівництву «Облтеплокомуненерго...
Криминал
Мужчину сядет в тюрьму на пять с половиной лет, из-за нескольких ударов ножем своего оппонента. Об этом сообщает пресс-служба Черниговской областной прокуратуры. Драка началась из-за словесного конфликта между двумя компаниями мужчин. Один из ее участников вытащил охотничий нож и нанес им минимум 7 ударов в грудную клетку своему противнику. Потерпевший выжил, но в последующем это квалифицировали как тяжкие телесные повреждения с угрозой для жизни. О судьбе...
Общество
Центр обслуживания абонентов "Черниговводоканала" временно не будет функционировать. Об этом сообщается на официальной странице предприятия в Facebook. Работать центр обслуживания не будет 3 дня: с 19 по 21 апреля включительно. Это связано со вторым туром выборов Президента Украины, а именно: работой избирательной комиссии и проведением голосования в помещении центра. Напомним, что на время первого тура выборов - 31 марта, центр также прекращал свою работу...
Общество
У Чернігові каналізаційні колектори ремонтуватимуть майже за рахунок екологічних коштів, виділених з Державного природоохоронного фонду.  Про це повідомляє Високий Вал. З коштів, які є на ці ремонти, 90% надає фонд і 10% витратять з міського бюджету. Каналізаційні колектори замінять на кількох центральних вулицях Чернігова. Сьогодні на засіданні виконкому міськради начальник управління ЖКГ Ярослав Куц погодив перекриття кількох вулиць на період ремонтних р...
Общество
Рух автотранспорту вулицею Героїв Чорнобиля обмежать на три місяці. Відповідне рішення сьогодні прийняв виконком Чернігівської міськради. Про це інформує прес-служба чернігівської мерії. Перекриють ділянку вулиці від проспекту Миру до вулиці Київської. Обмеження руху триватимуть з 1 травня по 1 серпня з 9 до 19 години. За цей час планують реконструювати мережі водопостачання та водовідведення. У прес-службі повідомили, що про зміни у русі громадського тран...