Когда из черниговских маршруток исчезнет наличка?

В мае вступил в силу Закон «О внедрении автоматизированных систем оплаты проезда (АСОП) в общественном транспорте», который позволил отказаться от наличного расчета в транспорте. Города сами вправе решать, нужна им такая система или нет. Например, Львов, Житомир и Киев уже определились: нужна. Чернигов же – пока лишь на подготовительном этапе. Коллеги, запустившие АСОП в вышеуказанных областных центрах, поделились с черниговцами собственным опытом, чтобы наши власти смогли сделать процесс перехода максимально эффективным и безболезненным для горожан.

Стартуем?

Хотя закон принимался на общенациональном уровне, его реализацию оставили за городами, при этом четко прописанных рекомендаций по процедуре внедрения технологии е-билета не существует.

Безусловно, на рынке, как международном, так и внутреннем, есть немалое количество предприятий, готовых реализовать подобную задачу, однако систем, как и моделей ее функционирования, достаточно много, что лишь добавляет вопросов, с которыми вскоре придется столкнуться городским властям.

В Черниговском городском совете о подобных нововведениях подумывают уже больше года. В марте «Семь дней» разбирались с общими принципами работы АСОП и вариантами ее внедрения в Чернигове. С тех пор прошло более полугода, а чиновники только решились делать первые шаги в этом направлении, и 9 ноября КП «Черниговское троллейбусное управление» объявило открытый конкурс на поиск подрядчика.

Запускать конкурс планировали еще в сентябре. Но в городской совет обратились операторы: оказалось, у Чернигова с большинством перевозчиков контракты истекают через год, а это не дает никаких гарантий для подрядчика. Поэтому оглашение предложения отложили до решения данного вопроса, – пояснил депутат горсовета Сергей Воробьев.

Согласно опубликованному документу, ЧТУ не понесет никаких финансовых затрат. Все расходы, связанные с внедрением системы, а именно с проектированием, созданием, монтажом, вводом в эксплуатацию и последующим обслуживанием, – должен будет взять на себя оператор.

Взамен компания получит от выручки троллейбусного управления, собранной при помощи валидаторов, процент. А вот какой именно – решится по результатам конкурса. Крайний срок запуска АСОП в коммунальном транспорте – 1 октября 2018 года. Заявки принимаются до 1 декабря, конкурс проведут 15 декабря текущего года.

Интересно, что в документе прописаны лишь общие требования к подрядчику. К примеру, в своем портфолио он должен иметь не менее двух подобных проектов, реализованных в Украине. Однако он не содержит никаких конкретных требований к техническому оснащению: будет ли это онлайн- или офлайн-система, подключат ли к ней частных перевозчиков (если да, то на каких условиях) и пр.? Все это планируют решать по мере поступления предложений от кандидатов.

Из практики соседей

В Украине есть уже несколько городов, имплементировавших или же находящихся в процессе запуска АСОП. Среди них – Тернополь, Житомир, Винница, Львов и Киев. С тем, чтобы обменяться опытом и наработать практические рекомендации для Чернигова, 14 ноября был организовала круглый стол. На мероприятии присутствовали представители Житомира и Львова, а вот городски власти приглашение, по словам организаторов, проигнорировали.

Опыт обоих городов кардинально различен. Так, Львов шел к внедрению автоматизированной системы оплаты проезда не менее шести лет, и получилось у них (запуск АСОП запланирован на 2018 года) лишь с третьей попытки. Пробовали и просто завести инвестора в 2011 году, и открытый конкурс объявляли. Но ни один из методов не был стопроцентно поддержан. В конечном итоге приняли решение не отдавать транспорт в аренду инвесторам, а вкладывать самостоятельно.

Для этого львовские власти создали специализированное коммунальное предприятие и взяли 10 миллионов евро кредита у Европейского банка развития и реконструкции. Здесь остановились на внедрении онлайн-системы, которая в случае отсутствия Интернета передает информацию на бортовой компьютер, а при первой же возможности – на сервер.

Це надскладний процес, ми наразі працюємо з міжнародним законодавством, за кожним кроком слідкує незалежний консультант. Тендер з ЄБРР проходить у три етапи. Останній – визнання переможця – у нас запланований на березень 2018 року. Однак це – максимально прозорий спосіб, який після всіх невдалих спроб задовольняє і депутатський корпус, і представницьку владу, – делится опытом Святослав Товстига, глава соответствующей рабочей группы при Львовском горсовете.

Но, опираясь на практику Львова с его прогрессивной позицией в этом вопросе, стоит помнить, что это крупный город, с бюджетом развития в 2 миллиарда гривен (данные за 2017 год), что соответствует всему бюджету Чернигова за тот же год.

Куда ближе к нам по сопоставимости Житомир, с населением 270 тысяч человек, общий бюджет которого – 2 миллиарда (и 300 миллионов – бюджет развития). Здесь пошли иным путем: решения принимали простые и быстро, ориентируясь только на инвестиции извне, но не из-за границы (т. к. стоимость проезда в городе слишком низка, чтобы покрывать затраты иностранных компаний).

В Житомире решили начинать с офлайн-системы, которую в будущем можно будет переоборудовать под работу в режиме реального времени. Начинали в текущем году с того, что создали коммунальное предприятие (ведь транспорт – это стратегический вопрос), печати первых е-билетов и выдачу мобильных валидаторов кондукторам, затем установили стационарные – на одну дверь. Сейчас запускают процесс оборудования частных перевозчиков.

Едины реформаторы из других областей в том, что нужно кардинально менять устаревшую схему взаимоотношений «город – частный перевозчик». Оба спикера неоднократно подчеркивали, что они должны быть цивилизованными – рыночными и прямыми.

Во Львове и Житомире систему наладили так, что город собирает всю выручку посредством АСОП, а после на договорных основаниях расплачивается с каждым частным перевозчиков за фактически предоставленные услуги. Измеряются они в километрах, при этом в зависимости от маршрута, состояния подвижного состава и прочих факторов цена одного километра может колебаться.

Это определенные риски для города, с другой стороны – полный контроль за транспортной сетью, реальные цифры пассажиропотока, льготников и пр.

Сопротивление

Присутствующие на встрече перевозчики сразу дали понять, что к подобным нововведениям относятся негативно. Давили на то, что при внедрении е-билета цена проезда непременно возрастет. Но готовы ли к этому горожане?

Кто-нибудь вообще проводил исследования, хотят люди ездить дороже на хорошем транспорте или кое-как, но задешево? И как в таком случае будет рассчитываться цена проезда или стоимость одного километра маршрута? – спросил один из перевозчиков.

Так или иначе, а запуск АСОП действительно влечет за собой рост оплаты за проезд. Так, ожидается, что во Львове она поднимется с 4 грн до 6 грн (если покупать абонемент на несколько поездок), или даже до 10 грн (если оплачивать проезд разово у водителя). Однако, по словам экспертов, это уже «головная боль города».

Как и сейчас, устанавливать размер стоимости проездных документов будет исполком, но не по утвержденной методике, а на основе собственных экономических расчетов. Так вот, если жители перестанут пользоваться дорогим общественным транспортом и КП будет работать в убыток – городу все равно придется компенсировать частникам затраты из казны.

С другой стороны, такая схема, когда муниципалитет продает услуги, может привести и к сокращению числа перевозчиков. В Житомире уже готовятся оптимизировать маршруты – чтобы не оплачивать лишние километры.

Еженедельник "Семь дней"
е-билет АСОП валидация общественныйтранспорт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
За приблизними підрахунками в Ніжині сьогодні живе близько трьох тисяч безпритульних собак. Тобто, на кожні 20 жителів міста припадає один нічийний пес. Як в районному центрі вирішують цю проблему досліджувала gazeta.ua. На залізничному вокзалі Ніжина на Чернігівщині приїжджих зустрічає зграя собак. Зазирають в очі, обнюхують сумки. Один – гавкає на велосипедиста, хоче вкусити за ноги. Підхоплюються ще зо п'ятеро. Поки люди не розганяють цей собачий балага...
Общество
Чернігівська станція переливання крові оголосила про нестачу та критичну ситуацію з запасами еритроцитів O(I) Rh− групи. Про це йдеться на офіційній Facebook-сторінці закладу. «Просимо всіх небайдужих з ПЕРШОЮ НЕГАТИВНОЮ групою крові прийти до Чернігівської ОСПК та здати кров! Пацієнти потребують нашої допомоги!» - йдеться у повідомленні. Тож, хто має відповідну групу крові, той може відвідати Чернігівську ОСПК та стати донором крові. В такому випадку при...
Общество
Керівники ЖЕКів та інших міських підприємств, що надають комунальні послуги мешканцям Чернігова, отримали завдання розрахувати якими будуть тарифи, якщо підняти працівникам зарплати до більш-менш достойного рівня. Аналізуючі дані, які надали керівники ЖЕКів щодо існуючого рівня зарплат, міський голова Чернігова Владислав Атрошенко категорично зазначив: за три з полоивною тисячі гривень люди працювати не будуть. – Працюючі люди мають утримувати умовно «норм...
Политика
Офіс президента України вже подав на узгодження до Кабінету міністрів кандидатури на голів Кіровоградської, Сумської та Чернігівської облдержадміністрацій. Про це на своїй Facebook-сторінці повідомив народний депутат Олексій Гончаренко. У президента пропонують на посади голів ОДА наступних кандидатів: Кіровоградська ОДА - Балонь Андрій, Сумська ОДА - Леонов Сергій, Чернігівська ОДА - Прокопенко Андрій. Проте, на сьогоднішньому засіданні Кабміну, це питання...
Общество
Чернігівська поліція встановлює обставини ДТП за участі маршрутки "Київ-Чернігів" та фури, в результаті якої були травмовані люди. Про це йдеться у повідомленні Патрульної поліції Чернігівської області. Поліція звертається до всіх, кому що-небудь відомо про обставини даної події, телефонувати за номерами: (098)525-34-27, (093)135-92-19 або 102. Нагадаємо, що 7 жовтня о 18:30 на автодорозі  "Київ - Чернігів - Нові Яриловичі" біля селища Козелець, відбулося...
Происшествия
Вчора, 15 жовтня, біля смт Замглай Ріпкинського району на території Замглайської селищної ради, сталася пожежа торфу на площі 1,3 га. Про це йдеться у повідомленні Департаменту з питань цивільного захисту та оборонної роботи Чернігівської ОДА. Причина пожежі - необережне поводження з вогнем невстановленої особи, а простіше кажучи - підпал. Збитки наразі встановлюються. Наразі гасіння торфовища триває, а за добу вогнеборцям вдалось ліквідувати осередки займ...
Происшествия
Вчора, 15 жовтня, близько шостої вечора патрульні поліцейські отримали інформацію, що вулицями чернігова їздить автомобіль ВАЗ-2106 жовтого кольору, який перебуває в активному розшуку. Про це повідомляє Патрульна поліція Чернігівської області на своїй Facebook-сторінці. Правоохоронці, працюючи по орієнтуванню, виявили та зупинили дану автівку на вулиці В'ячеслава Чорновола. Під час перевірки документів виявилось, що автомобіль дійсно перебуває в активному...
Новости компаний
Камера передает видео-изображение на Ваш смартфон или любое другое устройство. Вы можете видеть происходящее как в реальном времени, так и просматривать видеозапись позже. В чем плюсы ip камер? Представьте, что Вы уехали на работу и забыли: выключили ли утюг. Или волнуетесь о сохранности имущества во время отпуска. Во всех этих ситуациях Вас успокоят ip-камеры видеонаблюдения. Камеры легко устанавливаются на стене или на полке шкафа и передают информацию н...
Общество
Вчора, 15 жовтня, робоча група при міській раді офіційно затвердила проєкти-переможці цьогорічного Бюджету участі у двох категоріях: 12 великих та 13 малих. Про це йдеться у повідомленні пресслужби Чернігівської міськради. Серед великих проектів переможцями загальноміського голосування стали перші дванадцятеро у рейтингу набраних голосів. Це проєкти №№ 4, 60, 41, 19, 65, 5, 56, 17, 21, 84, 13, 2. Загальна сума коштів, яка передбачена на реалізацію в 2020 р...