• Головна
  • Компьютерные игры: детская забава или новая спортивная эра?!
12:59, 25 лютого 2018 р.

Компьютерные игры: детская забава или новая спортивная эра?!

Компьютерные игры: детская забава или новая спортивная эра?!

ПРОГРЕСС.С 31 марта 2017 года киберспорт признан в Украине как официальный вид спорта. Удивительно, но еще недавно родители ругали своих детей за то, что те слишком много времени проводят за компьютером. Считалось, что все эти игры – пустое занятие, которое не приводит ни к чему хорошему. Сейчас молодые геймеры получают баснословные гонорары за свои выступления. Смогла ли эра цифровых технологий пошатнуть консервативные убеждения людей старшего возраста?

Что такое киберспорт?

Киберспорт – это соревнования в виртуальном пространстве, где игра является взаимодействием объектов управления. Проще говоря – соревнования по компьютерным играм, в которых человек состязается с человеком либо команда с командой. Многие люди весьма скептически воспринимают тот факт, что люди могут соревноваться не в реальности, а в компьютерном виртуальном измерении, считая это всего лишь детской забавой.

10 контраргументов:

1. Вопреки распространенному мнению о том, что в киберспорте – одни лишь дети и подростки, средний возраст профессиональных киберспортсменов составляет от 24 до 27 лет. Фактически это образованные молодые люди, которые параллельно обучаются в вузах и успешно реализовывают себя в любимом деле. Есть, конечно, исключения. Так, например, пакистанский 15-летний мальчишка по имени Сумаил Хасан в 2015 году стал победителем соревнований The International. Собственно, именно благодаря этому триумфу Сумаил заработал свой первый миллион. А если быть точнее – 1 280 000 долларов. Приятное исключение, не правда ли?!

2. Многие наверняка подумают: это происходит где-то далеко, не с нашими детьми и т.д. Так вот, наша украинская команда Na`Vi является одной из самых сильных и знаменитых в мире киберспорта. Появилась она в 2009-м и уже спустя год после создания громко заявила о себе, победив на трех престижных турнирах сразу. Сейчас Na`Vi находится на верхних позициях рейтингов во всех дисциплинах. Кстати, полное название клана – Natus Vincere (с лат. – рожденные побеждать). Хотя наши соотечественники иногда расшифровывают как «Народжені Вільними».

3. По результатам исследования американской аналитической компании Superdata аудитория киберспорта составляет свыше 220 миллионов человек (игроки и фанаты).

4. В более чем 50 странах мира существуют национальные киберспортивные организации.

5. Как и другие спортсмены, кибератлеты также занимаются упорными тренировками, оттачивая свои навыки. Обычно – два-три часа в день.

6. Отсутствие физической активности компенсируется высокой умственной деятельностью. Одно дело, когда вы решили поиграть часик-другой в «игрушку» после работы. Называть такой отдых киберспортом нельзя. Быть профессиональным спортсменом – уметь быстро реагировать, иметь аналитические способности и думать на десять шагов вперед.

7. В отличие от футбола или хоккея, в киберспорте игроки и/или фанаты не устраивают между собой драки. Что касается травматизма, то он носит лишь эпизодический характер.

8. На киберспортивных турнирах собираются полные трибуны зрителей. К тому же организаторы приглашают популярных комментаторов и телевидение. Резонансные матчи транслируются такими гигантами телевидения, как BBC, CNN, ESPN и др.

9. В некоторых вузах разных стран (США, Великобритания, Филиппины, Китай и др.) функционируют специальные курсы, на которых изучается киберспортивная дисциплина. А в Норвегии и Швеции – одних из наиболее продвинутых стран в плане инноваций в отрасли педагогики – киберспорт введен в учебную программу общеобразовательных школ.

10. И, в конце концов, киберспорт – это сверхсовременный мир игровых развлечений, который привлекает тысячи спонсоров во всем мире. Многомиллионные инвестиции от ведущих компаний – не это ли показатель успеха и популярности?!

Роман Биб – молодой черниговец, который в свои 26 лет уже успел поработать видеографом в российской киберспортивной организации Virtus Pro, графическим дизайнером в компании RuHube Studio, а сейчас занимает должность арт-директора в международном киберспортивном холдинге Winstrike. По образованию, как ни странно, инженер-геодезист. Хотя, признается Роман, студенческие годы не прошли напрасно, ведь именно черчение помогло возобновить любовь к рисованию, которая возникла еще в детстве. Кроме того, во время учебы он обзавелся многими знакомствами, что тоже сыграло определенную роль в дальнейшей карьере. О некоторых тонкостях киберспортивной культуры, особенностях регионального развития данного вида спорта и строгих табу для родителей Рома рассказал во время своего визита в редакцию газеты «Семь дней».

– Достижения украинских кибератлетов – это, конечно же, замечательно. Но хотелось бы услышать больше информации конкретно о нашем городе. Как у нас обстоят дела с киберспортом? Есть ли в Чернигове известные игроки?

– Городок у нас небольшой, но все же есть чем похвастаться. Например, в прошлом году наш земляк Андрей (Ghostik) Кадык участвовал в турнире the International (самый престижный турнир в киберспорте.– Ред.) в составе российской команды Team Empire. Мой товарищ руководит кафе-баром «Куба», и в этом заведении поклонники киберспорта целую неделю следили за событиями чемпионата, болели за нашего соотечественника. Есть такая штука, которая называется «пабстомп», благодаря которой можно просматривать трансляции с мирового турнира в различных пабах, клубах и т. д. Так вот, во время проведения International наша компания собиралась под вечер в стенах бара. По домам расходились только под утро, т .к. все матчи шли по американскому времени.

– И много таких фанатов собиралось?

– Не скажу точную цифру, но зал был заполнен. Человек 30, если не больше. Поклонников у нас хватает. Даже существует локальное сообщество любителей игры Dota 2, в котором достаточно много подписчиков. Проводятся всякие турниры (как онлайн, так и офлайн). Пусть там и небольшие призовые фонды, но, думаю, участники всегда остаются довольными. Ребята стараются, что-то делают.

– Насколько нам известно, компания «Винстрайк» сейчас занимается расширением сети компьютерных клубов, открытием различных площадок и арен. Что-то подобное планируется в нашем городе?

– На данный момент в этом нет необходимости. Были разговоры лишь о том, что в Чернигове можно провести какой-то интересный турнир. Но для этого тоже нужно прилагать максимум усилий: найти спонсоров; отыскать помещение, где все это будет проводиться; обеспечить трансляцию матчей. С технической точки зрения даже этот шаг пока что кажется практически неосуществимым. Если будет инвестор, который вложит в эту идею свои средства, то можно действительно провести классное мероприятие, с участием известных гостей, популярных команд. Да, у нас довольно-таки много поклонников таких игр, но если говорить о масштабах города, то большинство жителей даже понятия не имеют, что это такое и с чем его едят. А если и знают, то уж точно не поощряют подобные увлечения.

– А с чем это может быть связано? Почему такое негативное отношение со стороны взрослых?

– Знаете, вот буквально недавно я вспоминал ситуацию, которую когда-то пришлось наблюдать. Стою возле «Мегацентра» (раньше там, сразу у входа, была торговая точка, где продавали компьютерные игры на дисках) и наблюдаю картину: идет папа с сыном лет семи-восьми, а в руках мальчика – диск с игрой GTA. Мне хотелось, извините, врезать мужчине за такие вещи. Когда ребенок играет в игру, где стоит возрастное ограничение 18+, то это в первую очередь упущение родителей. В GTA ведь позволено абсолютно все: идти по улице и бить/убивать людей; стрелять по зданиям; угонять машины/вертолеты; снимать проституток и при всем этом оставаться безнаказанным. У ребенка в подсознании может отложиться представление, что это – норма. Потом все негативные последствия отображаются в реальной жизни и родители начинают обвинять производителей игр. А при чем тут, собственно, производитель?! Родителям самостоятельно нужно контролировать ребенка и следить за тем, во что он играет. Есть куча других игр, которые не просто забавляют, но и развивают мышление, реакцию. Всякие аркады, стратегии, спортивные «игрушки». Причем по многим из них тоже проходят турниры.

Еще одна негативная сторона – компьютерная зависимость. Если ребенок днями и ночами сидит у монитора, то родителям однозначно стоит задуматься, а все ли с ним нормально. Увы, но часто бывает так, что человек перестает замечать грань между реальным и виртуальным миром. Вымышленные персонажи с экрана постепенно заменяют друзей и близких. Часто такая зависимость сопровождается еще и диким азартом. Люди начинают бездумно «заливать» деньги на покупку внутриигровых единиц, на всякие патчи, скины ит. п. А если что-то и зарабатывают в этом виртуальном мире, то весь заработок обратно тратят в игре. Это действительно проблема, с которой нужно бороться, а не спускать все на самотек. Другое дело – покупать лицензионные игры и таким образом поддерживать производителя, помогать ему в создании чего-то нового. Скажу больше, даже в самой игре иногда можно позволить себе что-то прикупить. Вот отец мой, например, несколько раз пополнял счет своего игрового профиля в World of Tanks, чтобы приобрести какую-то боевую машину. В этом нет ничего плохого, потому что в «танчики» папа играет далеко не первый год. Он приходит с работы и в свое удовольствие стреляет там часок-другой. Игра для него – не более чем один из способов расслабиться и отдохнуть. Следует понимать, где зависимость, а где – развлечение.

Когда я только начинал развиваться в данной сфере, мои родители также весьма скептически ко всему этому относились. Чуть позже я доказал реальными результатами, что в киберспортивной индустрии тоже можно зарабатывать, причем очень неплохо. Сначала – подработки. Потом – что-то более серьезное. И в один прекрасный момент ты понимаешь, что просто-напросто становишься профессионалом в этой индустрии.

– Хорошо. Возьмем тогда, к примеру, обычного черниговского юношу, который играет в компьютерные игры. Что ему нужно делать, чтобы стать настоящим киберспортсменом, и нужно ли, чтобы государство поддерживало это начинание, как это происходит с молодыми спортсменами в привычном понимании?

– Скажу точно, что это не зависит от степени одаренности либо наличия таланта. Чтобы достичь высоких результатов – необходимо усердно работать над собой. Как говорится, было бы желание. Быть усидчивым и терпеливым – залог успеха. По сути каждый игрок имеет шанс «быть замеченным». За любительскими соревнованиями частенько следят популярные игроки/тренеры, поэтому нужно участвовать в чемпионатах, проявлять какую-то активность.

Что касается господдержки, то, по-моему, их помощь не так уж и важна. Доступ к компьютеру есть практически у каждого ребенка. Единственное, в чем может быть полезным государство, так это в промоции, в рекламе соревнований. Например, неплохо было бы провести всеукраинский турнир под эгидой Министерства молодежи и спорта. О киберспорте узнала бы наша общественность. Создание резонанса, и не более. Официальное признание ни к чему особо не приводит. Пусть лучше вкладывают средства в традиционный спорт: строят стадионы и площадки, закупают инвентарь и т. д. Кстати, если учитывать то, как наши власти любят «растаскивать» финансы из госбюджета, можно не сомневаться: и в этой нише найдут лазейку, с которой будут откладывать себе денежку. Да и зачем, собственно, государству финансировать киберспорт?! Он и так привлекает множество инвесторов, в нем крутятся огромные суммы. Такие гиганты, как Mercedes, Audi, Visa, Coca-Cola, начали обращать свое внимание в нашу сторону. Для них это – большая рекламная платформа, благодаря которой можно приумножить свои продажи.

– А на чем, собственно, зарабатывает сам игрок, кроме призовых выплат?

– Каждый киберспортсмен получает определенную зарплату. Если раньше это было, условно, $ 300, то сейчас эти суммы превышают $ 10–15 тысяч. Плюс ко всему игроки заключают индивидуальные контракты с производителями компьютерного оборудования (мышки, клавиатуры и пр.). Пользуясь ими во время турниров, они рекламируют продукцию и соответственно получают за это вознаграждение. Помимо всего, выплачиваются различные поощрения, премии. Да и к тому же игроков бесплатно возят на соревнования. Перелеты, проживание в отелях – это все оплачивается организаторами либо спонсорами.

– Если киберспорт настолько стремительно развивается, то, может быть, стоит запустить трансляции на наших центральных телеканалах? Возможно, увеличилась бы аудитория поклонников.

– В других странах так и поступают. В США, к примеру, ведущие каналы транслируют матчи и на этом зарабатывают неплохие деньги, т. к. подобные мероприятия пользуются спросом среди молодежи. Более того, некоторые телекомпании даже организовывают собственные турниры, что еще больше привлекает зрителя. По всему миру устраиваются какие-то медиапроекты, телешоу и т. д. Пока до нас дойдет такая тенденция – телевизор просто-напросто умрет. Интернет уже и так дышит в спину телевидению (а порой и на пятки наступает), так что близок тот момент, когда люди просто откажутся от этих коробок и будут пользоваться ими лишь в качестве устройства для Play Station (игровая приставка. – Ред.).

– А можно ли киберспорт уже сейчас ставить в один ряд с наиболее популярными видами спорта?

– Однозначно да. Киберспорт имеет все необходимые данные, чтобы считаться ведущим видом спорта:

• Разные компании/корпорации начали массово вливать в него деньги.

• Из андеграундных компьютерных клубов все это переросло в целую культуру. Собираются полные залы зрителей. И уже сейчас можно наблюдать тенденцию, когда любителям киберспорта становится тесно в залах. Постепенно игры перейдут на стадионы.

• После состязаний за автографами и сэлфи выстраиваются толпы людей. Такую картину лично наблюдал, когда был на турнире в Китае. И даже в Киеве становился свидетелем подобной ситуации: возле Палаца спорта после турнира Major выстроилась целая очередь фанатов, для того чтобы получить заветный автограф любимого спортсмена и фотографию рядом с ним.

Я бы смело поставил киберспорт в один ряд с футболом, хоккеем и баскетболом. По масштабам это действительно заслуженно и оправданно. Нет никаких опасений, что вся эта индустрия может неожиданно лопнуть. Как я уже говорил, Интернет постепенно вытесняет другие пространства, а это значит, что киберспорт идет в ногу со временем и в ближайшем будущем станет еще более популярным видом спорта и досуга.

Комментарий профессионального киберспортсмена

Дабы понять, что движет киберспортсменом и с чем ему приходится сталкиваться, мы обратились за комментарием к игроку мирового уровня Андрею Кадыку. 23-летний черниговец ответил на ряд вопросов и поделился своим собственным опытом.

Андрей (Ghostik) Кадык, профессиональный игрок в Dota 2, офлейнер команды Team Empire:

– Андрей, с какого возраста вы начали играть в компьютерные игры?

– Примерно лет с 15. Вначале активно играл в Counter-Strike 1.6, а потом перешел в «танки» (World of Tanks). К «доте» пришел уже со временем. Если же говорить о проявлении спортивного интереса, то еще будучи студентом-первокурсником, я понял, что хочу заниматься этим на профессиональном уровне.

– А как родные реагировали на ваше увлечение? Поменялось ли со временем их мнение?

– Сначала не особо разделяли интерес. А во время обучения в вузе все как-то само собой наладилось и пошло своим чередом. Потом отношение стало еще лучше, ведь хобби начало приносить хороший доход.

– Кстати, о доходах. Если не секрет, каким был ваш первый гонорар и на каких соревнованиях он был заработан?

– Этого, пожалуй, и не вспомню. Один из первых запоминающихся гонораров был получен в финале онлайн-турнира против Na`Vi. Тогда наша команда выиграла 1000 евро. До этого тоже были какие-то выездные LAN-турниры, но подробностей уже не помню.

– Сейчас вы играете на международном уровне. Сколько времени уходит на тренировки?

– Во время ответственных квалификаций или турниров мы тренируемся целыми днями. Нужно поддерживать свою игровую форму и постоянно оттачивать навыки вместе с командой.

Андрей Дериземля, начальник управления по делам семьи, молодежи и спорта Черниговского городского совета:

– Считаю, что состязания по компьютерным играм к спорту никаким образом не относятся. Хотя это сугубо мое личное мнение. Скорее, киберспорт можно отнести к каким-то компьютерным технологиям, к виду развлечения. Не спорю, что ребята, которые этим занимаются, также прилагают усилия, соревнуясь на своих турнирах. Как ни крути, но любая цель требует самоотдачи. Часами оттачивать свое геймерское мастерство – это тоже своего рода нагрузка. Но, повторюсь, к спорту я относить бы это не стал.

В наше время происходит некая подмена понятий как в спорте, так и в обычной жизни. Давайте, например, вспомним о единоборствах. Тридцать – сорок лет этих видов было гораздо меньше, и все они кардинально отличались между собой. Что сейчас?! Где-то изменили два-три приема, и все – новый вид спорта. А потом проводятся чемпионаты мира, где участвуют четыре человека. Разве это приемлемо? Заманивают детей медалями, грамотами. Понятное дело, что все они потом приезжают с турниров с наградами. Конкуренции ведь нет никакой! В итоге получается, что кто-то пашет годами, усердно тренируется, выкладывается на все сто процентов, а кто-то раз в полгода где-то выступает – и становится «суперчемпионом».

Ранее я ни с кем не общался по поводу киберспорта. Да и, собственно, всей специфики не знаю. Просто слышал о каких-то общих фактах из Интернета. Знаете, каждая федерация сейчас, всеукраинская или национальная не суть, пытается максимально себя продвинуть. То, что компьютерные игры выросли до уровня соревнований, – это, наверное, здорово. Но спорт ли это? Увы, остановить этот поток «подмены понятий» невозможно, потому что современность, хотим мы этого или нет, самостоятельно диктует свои условия. Все почему-то забывают, что главная задача спорта – дать ребенку здоровье.

Екатерина Мозговая, психолог и мама:

– Моя думка щодо комп’ютерних ігор та кіберспорту в цілому неоднозначна. Незаперечним є той факт, що існує ціла галузь і субкультура кіберспорту. Підлітків захоплюють змагання з DotA 2, League of Legends, CS: GO, Starcraft, Overwatch тощо. Кожен з них знаходить власну зацікавленість у цих іграх. Серед причин, які спонукають дітей грати в такі ігри, є самореалізація (коли в реальному житті її не має), а також можливість швидко згаяти час, поринути у світ віртуальних героїв та комп’ютерної графіки, а також побути тим персонажем, яким ти насправді не є.

Позитивними сторонами захоплення комп’ютерними іграми називають розвиток швидкої реакції, концентрації уваги, мислення, продумування тактики і стратегії, уміння робити короткий аналіз. Негативними сторонами ж є недосипання, зростання тривожності, агресивної поведінки, як наслідок – розвиток депресивних станів, що у свою чергу непокоїть дорослих. Для зменшення ризиків появи у дітей комп’ютерної залежності необхідно допомагати їм самореалізовуватись у спорті, творчості, більше спілкуватися зі своєю дитиною, а також продумано наповнювати її день у позакласний час. На думку самих дітей, реальні ігри більше захоплюють їх, ніж віртуальні, але потребують чималої підготовки та самовідданості процесу гри. Тому батьки часто потрапляють у пастку, коли купують дитині модні гаджети і не допомагають організувати її дозвілля.

Як мама двох хлопців можу порадити із власного досвіду приділяти більше уваги дітям, цікавитись їхніми успіхами кожен день, записати у спортивну секцію чи інший гурток. Чим більше дитина зайнята у позашкільний час, тим менше часу в неї залишається на пустощі. Також дуже важливий власний приклад активного відпочинку батьків, до якого долучаються діти. Корисним є проведений разом час за переглядом фільму, настільними іграми, на природі. Діти – наше відображення, тому батькам починати зміни треба з себе.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#киберспорт #РоманБиб #АндрейКадык #Дериземля #Мозговая #психолог #спорт #игрок
Оголошення
live comments feed...