Компьютерные игры: детская забава или новая спортивная эра?!

ПРОГРЕСС.С 31 марта 2017 года киберспорт признан в Украине как официальный вид спорта. Удивительно, но еще недавно родители ругали своих детей за то, что те слишком много времени проводят за компьютером. Считалось, что все эти игры – пустое занятие, которое не приводит ни к чему хорошему. Сейчас молодые геймеры получают баснословные гонорары за свои выступления. Смогла ли эра цифровых технологий пошатнуть консервативные убеждения людей старшего возраста?

Что такое киберспорт?

Киберспорт – это соревнования в виртуальном пространстве, где игра является взаимодействием объектов управления. Проще говоря – соревнования по компьютерным играм, в которых человек состязается с человеком либо команда с командой. Многие люди весьма скептически воспринимают тот факт, что люди могут соревноваться не в реальности, а в компьютерном виртуальном измерении, считая это всего лишь детской забавой.

10 контраргументов:

1. Вопреки распространенному мнению о том, что в киберспорте – одни лишь дети и подростки, средний возраст профессиональных киберспортсменов составляет от 24 до 27 лет. Фактически это образованные молодые люди, которые параллельно обучаются в вузах и успешно реализовывают себя в любимом деле. Есть, конечно, исключения. Так, например, пакистанский 15-летний мальчишка по имени Сумаил Хасан в 2015 году стал победителем соревнований The International. Собственно, именно благодаря этому триумфу Сумаил заработал свой первый миллион. А если быть точнее – 1 280 000 долларов. Приятное исключение, не правда ли?!

2. Многие наверняка подумают: это происходит где-то далеко, не с нашими детьми и т.д. Так вот, наша украинская команда Na`Vi является одной из самых сильных и знаменитых в мире киберспорта. Появилась она в 2009-м и уже спустя год после создания громко заявила о себе, победив на трех престижных турнирах сразу. Сейчас Na`Vi находится на верхних позициях рейтингов во всех дисциплинах. Кстати, полное название клана – Natus Vincere (с лат. – рожденные побеждать). Хотя наши соотечественники иногда расшифровывают как «Народжені Вільними».

3. По результатам исследования американской аналитической компании Superdata аудитория киберспорта составляет свыше 220 миллионов человек (игроки и фанаты).

4. В более чем 50 странах мира существуют национальные киберспортивные организации.

5. Как и другие спортсмены, кибератлеты также занимаются упорными тренировками, оттачивая свои навыки. Обычно – два-три часа в день.

6. Отсутствие физической активности компенсируется высокой умственной деятельностью. Одно дело, когда вы решили поиграть часик-другой в «игрушку» после работы. Называть такой отдых киберспортом нельзя. Быть профессиональным спортсменом – уметь быстро реагировать, иметь аналитические способности и думать на десять шагов вперед.

7. В отличие от футбола или хоккея, в киберспорте игроки и/или фанаты не устраивают между собой драки. Что касается травматизма, то он носит лишь эпизодический характер.

8. На киберспортивных турнирах собираются полные трибуны зрителей. К тому же организаторы приглашают популярных комментаторов и телевидение. Резонансные матчи транслируются такими гигантами телевидения, как BBC, CNN, ESPN и др.

9. В некоторых вузах разных стран (США, Великобритания, Филиппины, Китай и др.) функционируют специальные курсы, на которых изучается киберспортивная дисциплина. А в Норвегии и Швеции – одних из наиболее продвинутых стран в плане инноваций в отрасли педагогики – киберспорт введен в учебную программу общеобразовательных школ.

10. И, в конце концов, киберспорт – это сверхсовременный мир игровых развлечений, который привлекает тысячи спонсоров во всем мире. Многомиллионные инвестиции от ведущих компаний – не это ли показатель успеха и популярности?!

Роман Биб – молодой черниговец, который в свои 26 лет уже успел поработать видеографом в российской киберспортивной организации Virtus Pro, графическим дизайнером в компании RuHube Studio, а сейчас занимает должность арт-директора в международном киберспортивном холдинге Winstrike. По образованию, как ни странно, инженер-геодезист. Хотя, признается Роман, студенческие годы не прошли напрасно, ведь именно черчение помогло возобновить любовь к рисованию, которая возникла еще в детстве. Кроме того, во время учебы он обзавелся многими знакомствами, что тоже сыграло определенную роль в дальнейшей карьере. О некоторых тонкостях киберспортивной культуры, особенностях регионального развития данного вида спорта и строгих табу для родителей Рома рассказал во время своего визита в редакцию газеты «Семь дней».

– Достижения украинских кибератлетов – это, конечно же, замечательно. Но хотелось бы услышать больше информации конкретно о нашем городе. Как у нас обстоят дела с киберспортом? Есть ли в Чернигове известные игроки?

– Городок у нас небольшой, но все же есть чем похвастаться. Например, в прошлом году наш земляк Андрей (Ghostik) Кадык участвовал в турнире the International (самый престижный турнир в киберспорте.– Ред.) в составе российской команды Team Empire. Мой товарищ руководит кафе-баром «Куба», и в этом заведении поклонники киберспорта целую неделю следили за событиями чемпионата, болели за нашего соотечественника. Есть такая штука, которая называется «пабстомп», благодаря которой можно просматривать трансляции с мирового турнира в различных пабах, клубах и т. д. Так вот, во время проведения International наша компания собиралась под вечер в стенах бара. По домам расходились только под утро, т .к. все матчи шли по американскому времени.

– И много таких фанатов собиралось?

– Не скажу точную цифру, но зал был заполнен. Человек 30, если не больше. Поклонников у нас хватает. Даже существует локальное сообщество любителей игры Dota 2, в котором достаточно много подписчиков. Проводятся всякие турниры (как онлайн, так и офлайн). Пусть там и небольшие призовые фонды, но, думаю, участники всегда остаются довольными. Ребята стараются, что-то делают.

– Насколько нам известно, компания «Винстрайк» сейчас занимается расширением сети компьютерных клубов, открытием различных площадок и арен. Что-то подобное планируется в нашем городе?

– На данный момент в этом нет необходимости. Были разговоры лишь о том, что в Чернигове можно провести какой-то интересный турнир. Но для этого тоже нужно прилагать максимум усилий: найти спонсоров; отыскать помещение, где все это будет проводиться; обеспечить трансляцию матчей. С технической точки зрения даже этот шаг пока что кажется практически неосуществимым. Если будет инвестор, который вложит в эту идею свои средства, то можно действительно провести классное мероприятие, с участием известных гостей, популярных команд. Да, у нас довольно-таки много поклонников таких игр, но если говорить о масштабах города, то большинство жителей даже понятия не имеют, что это такое и с чем его едят. А если и знают, то уж точно не поощряют подобные увлечения.

– А с чем это может быть связано? Почему такое негативное отношение со стороны взрослых?

– Знаете, вот буквально недавно я вспоминал ситуацию, которую когда-то пришлось наблюдать. Стою возле «Мегацентра» (раньше там, сразу у входа, была торговая точка, где продавали компьютерные игры на дисках) и наблюдаю картину: идет папа с сыном лет семи-восьми, а в руках мальчика – диск с игрой GTA. Мне хотелось, извините, врезать мужчине за такие вещи. Когда ребенок играет в игру, где стоит возрастное ограничение 18+, то это в первую очередь упущение родителей. В GTA ведь позволено абсолютно все: идти по улице и бить/убивать людей; стрелять по зданиям; угонять машины/вертолеты; снимать проституток и при всем этом оставаться безнаказанным. У ребенка в подсознании может отложиться представление, что это – норма. Потом все негативные последствия отображаются в реальной жизни и родители начинают обвинять производителей игр. А при чем тут, собственно, производитель?! Родителям самостоятельно нужно контролировать ребенка и следить за тем, во что он играет. Есть куча других игр, которые не просто забавляют, но и развивают мышление, реакцию. Всякие аркады, стратегии, спортивные «игрушки». Причем по многим из них тоже проходят турниры.

Еще одна негативная сторона – компьютерная зависимость. Если ребенок днями и ночами сидит у монитора, то родителям однозначно стоит задуматься, а все ли с ним нормально. Увы, но часто бывает так, что человек перестает замечать грань между реальным и виртуальным миром. Вымышленные персонажи с экрана постепенно заменяют друзей и близких. Часто такая зависимость сопровождается еще и диким азартом. Люди начинают бездумно «заливать» деньги на покупку внутриигровых единиц, на всякие патчи, скины ит. п. А если что-то и зарабатывают в этом виртуальном мире, то весь заработок обратно тратят в игре. Это действительно проблема, с которой нужно бороться, а не спускать все на самотек. Другое дело – покупать лицензионные игры и таким образом поддерживать производителя, помогать ему в создании чего-то нового. Скажу больше, даже в самой игре иногда можно позволить себе что-то прикупить. Вот отец мой, например, несколько раз пополнял счет своего игрового профиля в World of Tanks, чтобы приобрести какую-то боевую машину. В этом нет ничего плохого, потому что в «танчики» папа играет далеко не первый год. Он приходит с работы и в свое удовольствие стреляет там часок-другой. Игра для него – не более чем один из способов расслабиться и отдохнуть. Следует понимать, где зависимость, а где – развлечение.

Когда я только начинал развиваться в данной сфере, мои родители также весьма скептически ко всему этому относились. Чуть позже я доказал реальными результатами, что в киберспортивной индустрии тоже можно зарабатывать, причем очень неплохо. Сначала – подработки. Потом – что-то более серьезное. И в один прекрасный момент ты понимаешь, что просто-напросто становишься профессионалом в этой индустрии.

– Хорошо. Возьмем тогда, к примеру, обычного черниговского юношу, который играет в компьютерные игры. Что ему нужно делать, чтобы стать настоящим киберспортсменом, и нужно ли, чтобы государство поддерживало это начинание, как это происходит с молодыми спортсменами в привычном понимании?

– Скажу точно, что это не зависит от степени одаренности либо наличия таланта. Чтобы достичь высоких результатов – необходимо усердно работать над собой. Как говорится, было бы желание. Быть усидчивым и терпеливым – залог успеха. По сути каждый игрок имеет шанс «быть замеченным». За любительскими соревнованиями частенько следят популярные игроки/тренеры, поэтому нужно участвовать в чемпионатах, проявлять какую-то активность.

Что касается господдержки, то, по-моему, их помощь не так уж и важна. Доступ к компьютеру есть практически у каждого ребенка. Единственное, в чем может быть полезным государство, так это в промоции, в рекламе соревнований. Например, неплохо было бы провести всеукраинский турнир под эгидой Министерства молодежи и спорта. О киберспорте узнала бы наша общественность. Создание резонанса, и не более. Официальное признание ни к чему особо не приводит. Пусть лучше вкладывают средства в традиционный спорт: строят стадионы и площадки, закупают инвентарь и т. д. Кстати, если учитывать то, как наши власти любят «растаскивать» финансы из госбюджета, можно не сомневаться: и в этой нише найдут лазейку, с которой будут откладывать себе денежку. Да и зачем, собственно, государству финансировать киберспорт?! Он и так привлекает множество инвесторов, в нем крутятся огромные суммы. Такие гиганты, как Mercedes, Audi, Visa, Coca-Cola, начали обращать свое внимание в нашу сторону. Для них это – большая рекламная платформа, благодаря которой можно приумножить свои продажи.

– А на чем, собственно, зарабатывает сам игрок, кроме призовых выплат?

– Каждый киберспортсмен получает определенную зарплату. Если раньше это было, условно, $ 300, то сейчас эти суммы превышают $ 10–15 тысяч. Плюс ко всему игроки заключают индивидуальные контракты с производителями компьютерного оборудования (мышки, клавиатуры и пр.). Пользуясь ими во время турниров, они рекламируют продукцию и соответственно получают за это вознаграждение. Помимо всего, выплачиваются различные поощрения, премии. Да и к тому же игроков бесплатно возят на соревнования. Перелеты, проживание в отелях – это все оплачивается организаторами либо спонсорами.

– Если киберспорт настолько стремительно развивается, то, может быть, стоит запустить трансляции на наших центральных телеканалах? Возможно, увеличилась бы аудитория поклонников.

– В других странах так и поступают. В США, к примеру, ведущие каналы транслируют матчи и на этом зарабатывают неплохие деньги, т. к. подобные мероприятия пользуются спросом среди молодежи. Более того, некоторые телекомпании даже организовывают собственные турниры, что еще больше привлекает зрителя. По всему миру устраиваются какие-то медиапроекты, телешоу и т. д. Пока до нас дойдет такая тенденция – телевизор просто-напросто умрет. Интернет уже и так дышит в спину телевидению (а порой и на пятки наступает), так что близок тот момент, когда люди просто откажутся от этих коробок и будут пользоваться ими лишь в качестве устройства для Play Station (игровая приставка. – Ред.).

– А можно ли киберспорт уже сейчас ставить в один ряд с наиболее популярными видами спорта?

– Однозначно да. Киберспорт имеет все необходимые данные, чтобы считаться ведущим видом спорта:

• Разные компании/корпорации начали массово вливать в него деньги.

• Из андеграундных компьютерных клубов все это переросло в целую культуру. Собираются полные залы зрителей. И уже сейчас можно наблюдать тенденцию, когда любителям киберспорта становится тесно в залах. Постепенно игры перейдут на стадионы.

• После состязаний за автографами и сэлфи выстраиваются толпы людей. Такую картину лично наблюдал, когда был на турнире в Китае. И даже в Киеве становился свидетелем подобной ситуации: возле Палаца спорта после турнира Major выстроилась целая очередь фанатов, для того чтобы получить заветный автограф любимого спортсмена и фотографию рядом с ним.

Я бы смело поставил киберспорт в один ряд с футболом, хоккеем и баскетболом. По масштабам это действительно заслуженно и оправданно. Нет никаких опасений, что вся эта индустрия может неожиданно лопнуть. Как я уже говорил, Интернет постепенно вытесняет другие пространства, а это значит, что киберспорт идет в ногу со временем и в ближайшем будущем станет еще более популярным видом спорта и досуга.

Комментарий профессионального киберспортсмена

Дабы понять, что движет киберспортсменом и с чем ему приходится сталкиваться, мы обратились за комментарием к игроку мирового уровня Андрею Кадыку. 23-летний черниговец ответил на ряд вопросов и поделился своим собственным опытом.

Андрей (Ghostik) Кадык, профессиональный игрок в Dota 2, офлейнер команды Team Empire:

– Андрей, с какого возраста вы начали играть в компьютерные игры?

– Примерно лет с 15. Вначале активно играл в Counter-Strike 1.6, а потом перешел в «танки» (World of Tanks). К «доте» пришел уже со временем. Если же говорить о проявлении спортивного интереса, то еще будучи студентом-первокурсником, я понял, что хочу заниматься этим на профессиональном уровне.

– А как родные реагировали на ваше увлечение? Поменялось ли со временем их мнение?

– Сначала не особо разделяли интерес. А во время обучения в вузе все как-то само собой наладилось и пошло своим чередом. Потом отношение стало еще лучше, ведь хобби начало приносить хороший доход.

– Кстати, о доходах. Если не секрет, каким был ваш первый гонорар и на каких соревнованиях он был заработан?

– Этого, пожалуй, и не вспомню. Один из первых запоминающихся гонораров был получен в финале онлайн-турнира против Na`Vi. Тогда наша команда выиграла 1000 евро. До этого тоже были какие-то выездные LAN-турниры, но подробностей уже не помню.

– Сейчас вы играете на международном уровне. Сколько времени уходит на тренировки?

– Во время ответственных квалификаций или турниров мы тренируемся целыми днями. Нужно поддерживать свою игровую форму и постоянно оттачивать навыки вместе с командой.

Андрей Дериземля, начальник управления по делам семьи, молодежи и спорта Черниговского городского совета:

– Считаю, что состязания по компьютерным играм к спорту никаким образом не относятся. Хотя это сугубо мое личное мнение. Скорее, киберспорт можно отнести к каким-то компьютерным технологиям, к виду развлечения. Не спорю, что ребята, которые этим занимаются, также прилагают усилия, соревнуясь на своих турнирах. Как ни крути, но любая цель требует самоотдачи. Часами оттачивать свое геймерское мастерство – это тоже своего рода нагрузка. Но, повторюсь, к спорту я относить бы это не стал.

В наше время происходит некая подмена понятий как в спорте, так и в обычной жизни. Давайте, например, вспомним о единоборствах. Тридцать – сорок лет этих видов было гораздо меньше, и все они кардинально отличались между собой. Что сейчас?! Где-то изменили два-три приема, и все – новый вид спорта. А потом проводятся чемпионаты мира, где участвуют четыре человека. Разве это приемлемо? Заманивают детей медалями, грамотами. Понятное дело, что все они потом приезжают с турниров с наградами. Конкуренции ведь нет никакой! В итоге получается, что кто-то пашет годами, усердно тренируется, выкладывается на все сто процентов, а кто-то раз в полгода где-то выступает – и становится «суперчемпионом».

Ранее я ни с кем не общался по поводу киберспорта. Да и, собственно, всей специфики не знаю. Просто слышал о каких-то общих фактах из Интернета. Знаете, каждая федерация сейчас, всеукраинская или национальная не суть, пытается максимально себя продвинуть. То, что компьютерные игры выросли до уровня соревнований, – это, наверное, здорово. Но спорт ли это? Увы, остановить этот поток «подмены понятий» невозможно, потому что современность, хотим мы этого или нет, самостоятельно диктует свои условия. Все почему-то забывают, что главная задача спорта – дать ребенку здоровье.

Екатерина Мозговая, психолог и мама:

– Моя думка щодо комп’ютерних ігор та кіберспорту в цілому неоднозначна. Незаперечним є той факт, що існує ціла галузь і субкультура кіберспорту. Підлітків захоплюють змагання з DotA 2, League of Legends, CS: GO, Starcraft, Overwatch тощо. Кожен з них знаходить власну зацікавленість у цих іграх. Серед причин, які спонукають дітей грати в такі ігри, є самореалізація (коли в реальному житті її не має), а також можливість швидко згаяти час, поринути у світ віртуальних героїв та комп’ютерної графіки, а також побути тим персонажем, яким ти насправді не є.

Позитивними сторонами захоплення комп’ютерними іграми називають розвиток швидкої реакції, концентрації уваги, мислення, продумування тактики і стратегії, уміння робити короткий аналіз. Негативними сторонами ж є недосипання, зростання тривожності, агресивної поведінки, як наслідок – розвиток депресивних станів, що у свою чергу непокоїть дорослих. Для зменшення ризиків появи у дітей комп’ютерної залежності необхідно допомагати їм самореалізовуватись у спорті, творчості, більше спілкуватися зі своєю дитиною, а також продумано наповнювати її день у позакласний час. На думку самих дітей, реальні ігри більше захоплюють їх, ніж віртуальні, але потребують чималої підготовки та самовідданості процесу гри. Тому батьки часто потрапляють у пастку, коли купують дитині модні гаджети і не допомагають організувати її дозвілля.

Як мама двох хлопців можу порадити із власного досвіду приділяти більше уваги дітям, цікавитись їхніми успіхами кожен день, записати у спортивну секцію чи інший гурток. Чим більше дитина зайнята у позашкільний час, тим менше часу в неї залишається на пустощі. Також дуже важливий власний приклад активного відпочинку батьків, до якого долучаються діти. Корисним є проведений разом час за переглядом фільму, настільними іграми, на природі. Діти – наше відображення, тому батькам починати зміни треба з себе.

киберспорт РоманБиб АндрейКадык Дериземля Мозговая психолог спорт игрок
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
146 просмотров в октябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Уже полтора месяца в Чернигове идет реализация проекта по внедрению электронного билета (транспортной карты) и такого же проездного. Но увидеть новинку в троллейбусах до сих пор можно крайне редко. Почему? По нашему мнению – из-за отсутствия полноценной информационной кампании. У пассажиров, особенно старшего возраста, очень много вопросов на эту тему. Мы собрали главные и сейчас максимально доступно ответим на них. Что такое транспортная карточка и электр...
Общество
Через месяц – 21 ноября 2018 года – на кладбище «Яцево» запланировано открыть и освятить  культовое сооружение. Как сообщила представитель ОО «Єдина родина Чернігівщини» Раиса Шанская, часовня достраивается на участке рядом с местом захоронения воинов, погибших на Донбассе в ходе российско-украинской войне. Сегодня, за месяц до освящения и открытия часовни, специалисты на месте вносили последние коррективы и предложения. Часовня будет носить название «Архи...
Криминал
Юрий Политика, который оказался на скамье подсудимых по обвинению в шпионаже, отказывается от услуг переводчика на белорусский, пишет «Високий вал». Гражданин Беларуси обвиняется в шпионаже против Украины. Он и его адвокат попросили у суда заменить переводчика, поскольку тот, дескать, отсутствует в специальном реестре. Однако судьи отклонили ходатайство, мотивировав это тем, что предоставленный переводчик свободно владеет украинским и белорусским языками,...
Происшествия
Носовским отделением полиции в Черниговской области разыскиваются пропавшие без вести несовершеннолетние девочки. Сообщается, что вечером 22 октября они оставили свое место жительства и ушли в неизвестном направлении. Леньо Юлия, 2004 г.р. Приметы: светлые волосы ниже плеч, светло голубые глаза; рост 165 см. На шее большая родинка. Была одета в джинсы, куртку красного цвета. При себе имела черный рюкзак с медвежатами. Палий Алина, 2004 г.р. Приметы: волосы...
Культура
У Чернігові відбудеться концерт органної музики. У програмі твори композиторів XVIII-XXI століть. Як повідомила Юлія Ландау, одна з виконавиць, ждя концерту до Чернігова привезуть електронний орган зі Славутича. Концерт відбудеться у неділю, 28 жовтня, о 12:30 в Храмі Зішестя Святого Духа — костелі Римо-Католицької Церкви в Чернігові. Адреса: вулиця Київська, 22.
Общество
Міськрада Мени розмістила інформацію про можливе відключення води в місті, оскільки “Менський комунальник” довгий час не сплачував за електропостачання, повідомляє "Менщина". Міськрада закликала жителів Мени запастися питною водою, через те, що 22 жовтня від електопостачання відключилиоб’єкти водопостачання та водовідведення Мени. 17 жовтня  керівник “Менського комунальника” Василь Зима заявив, що підприємство не може погасити заборгованість за електроенер...
Общество
Загальна сума кредитних зобов’язань КП «Чернігівводоканал» перед Світовим банком складає $22,8 млн. Наа жовтень 2018 року погашено $7,7 млн або 34% від боргу, передає  інформаційна служба КП «Чернігівводоканал». Суми, заплановані до погашення у 2018 році сплачені повністю й за рахунок власнихкоштів підприємства.  До 2027 КП має  виплатити решту – 66% кредиту, що складає $15,1 млн. В структурі діючих тарифів витрати на обслуговування кредиту складають 24%.
Спорт
Чернігівець Олександр Гавриленко – чемпіон Ігор Нескорених, повідомляє Департамент інформдіяльності та комунікацій Чернігівської ОДА. "Поліцейський із Чернігова Олександр Гавриленко, який нині захищає кольори української збірної на світових Іграх Нескорених в австралійському Сіднеї, виборов золоту нагороду у змаганнях з пауерліфтингу в середній вазі", - йдеться у повідомленні департаменту. У третій спробі Олександр вижав рекордну для його групи вагу у 177...
Общество
Зростання ціни на газ вплине на вартість опалення у Чернігові, компаніям Чернігова доведеться коригувати тарифи на суму зростання ціни газу, повідомляє прес-служба міськради. "Підвищення вартості електроенергії та інших складових тарифу, ціна 1 гігакалорії для будинків, які обслуговує ПАТ "Облтеплокомуненерго", орієнтовно збільшиться з 1504 до 1824 грн – тобто на 21%. Що стосується КЕП «ЧЕРНІГІВСЬКА ТЕЦ» ТОВ фірми «ТЕХНОВА», то тут збільшення прогнозується...