
13:47, 14 липня 2018 р.
Этническая преступность. Есть ли она в Чернигове?
Ромов (цыган) нередко обвиняют в антисоциальном поведении и даже в криминальном образе жизни. Так ли это?
Недавно черниговец Александр Тарнавский вместе со случайным прохожим задержали одного из двух парней, напавших на улице на человека. Об этом он написал в Facebook, указав, что грабили люди «ромской национальности». В своем посте он задал несколько риторических вопросов: что делала нация ромов для страны? сколько их воевало за эту землю? В конце дописал: «засуньте в одне місце толерантність» и «немає поганих націй, є погані люди».
Сообщение, по словам Александра, набрало 2 тысячи репостов (столько пользователей социальной сети его распространило), однако через какое-то время модераторы удалили пост: он, дескать, противоречит нормам сообщества.
Позже Александр снова написал, что парней отпустили под личное обязательство, хотя следователи не нашли места регистрации этих людей. А один из задержанных, по словам активиста, отказался от услуг адвоката, сказав, что пойдет «решать к Петру».
Учитывая участившие в последнее время в Украине конфликты с представителями ромской национальности и нынешний инцидент в Чернигове, за комментариями мы обратились в полицию и к тому самому Петру.
Петр Главацкий – ромский барон Чернигова и области. Барон в понимании ромов – человек, который имеет максимальный авторитет в ромском обществе, он помогает разрулить спорные вопросы, выносит решение, как наказать того, кто провинился.

Мы поговорили с ним о том, как он смотрит на погромы в Киеве и Львове и какие же меры предпримет ромская община Чернигова по поводу представителей громады вообще и в данном случае.
– Вы судья и советчик в ромском обществе? Чем вы еще занимаетесь?
– Среди украинских граждан ромской национальности есть много малоимущих, многодетных семей. У кого-то с земельными участками проблема, у кого-то в доме света нет… Имея возможность, мы всегда стараемся помочь. Бывает, что мать говорит: ребенок в школу ходит – а он, оказывается, не ходит. Тогда пытаемся делать все, чтобы ребенок учился. Если надо ребенка в школу отправить, а нет тетрадок, костюмчика, то мы выделяем деньги.
– А откуда выделяете?
– Общей кассы у нас нет, но если надо – мы соберем кто сколько сможет дать. Просто даем нашему обществу знать, что нужна помощь. Мы так и воду проводили даже. Также у нас есть ромская общественная организация «Черген», которая этим занимается.
Мы проживаем компактно, я знаю все улицы, где живут ромы. Таборов, говорю, у нас нет, сейчас все живут оседло, у всех есть документы, прописка.
– В Чернигове у всех есть?
– В Чернигове – да. Может, только в маленьких селах области не у всех, но пытаемся сделать всем документы, что бы все были полноценными гражданами страны.
–Вы, конечно, слышали о том, как «Нацдружины» разгромили табор ромов в Киеве, о нападении на табор и убийство во Львове. Градус обсуждения этих событий накаляется? Что вы можете об этом сказать?
–Нам вовсе не понятно, на какой почве они это сделали. То ли это какие-то нацистские проявления, то ли такая озлобленность в обществе есть. Сложно поверить, что это еще и дети сделали – убили.
Для нас стать убийцей – большой позор. Человеку больше не найдется места в обществе, даже после тюрьмы. Его никто не станет бить или топить. Ни ему, ни его родственникам просто не подадут руки.
– Такая ситуация может произойти в Чернигове?
– Нет, совсем нет. За года у нас никогда не возникало больших конфликтов. Единственный небольшой конфликт был с атошниками, когда они сказали, что с кладбища «Яцево» пропадают флагштоки. Их будто забирали ромы, это видел таксист. Я нашел и таксиста, и человека, который якобы крал. Им оказался и не ром вовсе, а человек грузинской национальности. А главный аргумент в пользу того, что это был ром, у тех, кто обвинял, был только тот, что «говорил не по-нашему».
– Вы как-то отслеживаете реакцию тех же черниговских нацдружин на погромы в ромских поселениях? Например, их представитель Дмитрий Лях написал, что не погромили, а очистили столичный парк. И не от «ромов», а от «вонючих цыган». О Львове он писал, что это и вовсе защитная реакция населения на поведение асоциальных элементов.
– Нет. Ко мне они с этим не приходили, только пишут это где-то. Что решают их писания?
Я говорил и говорю, что нет плохой нации – уроды есть среди всех. Но ошибка кого-то из нашей нации становится для всех темой номер один. Среди наших людей много тех, кто поступает неправильно, но зачем же брать всех под одну мерку? И никогда я не видел новостей, чтоб они начинались со слов: гражданин украинской национальности совершил...
Посмотрите, что происходит в мире, какие вещи делают люди… волосы дыбом. Среди ромского народа нет маньяков, серийных убийц, насильников. Насилие и вовсе самое тяжкое преступление. Но человек, какой бы он ни был нации, за свой поступок ответит перед законом.
– Недавно черниговец Александр Тарнавский опубликовал пост, где описывает, как задержал парня «ромской национальности», который с другим парнем отбирал у мужчины сумку и бил его. Собственно, этот пост вызвал очень бурную реакцию, очень много злостных комментариев. Что знаете об этом случае и будете ли собственно вы какие-то меры предпринимать?
– С парнями, которые украли сумку, будут разбираться правоохранительные органы. Мы, в свою очередь, тоже знаем о ситуации. Знаем, что они из села Довжик, что они заезжие. Вот на неделе мы собираемся их навестить, поговорить с семьей, узнать, откуда они. Я разберусь с ними по-своему.
– «По-своему» – это как?
–Мыприедем к семье, я познакомлюсь с ними. Если я прочувствую, что семья неправильная, плохая и может нас подводить, если эти парни плохо будут влиять на нашу молодежь – то у них будет всего лишь 24 часа на то, чтоб уехать из области.
– Вы скажете людям уехать – и они уедут? Вы их фактически выгоняете?
– Но мы же не сразу выгоняем. Поищем, поспрашиваем. Тем более там ситуация такая, что один из парней вовсе ребенок, его и поймали. А старший, который удрал, подозреваем, именно и подбил его на такой поступок. Повторюсь, если я увижу, что они мешают нашей нормальной жизни – они уедут. Самое страшное наказание – отстранить от народа: когда ты не можешь зайти к кому-то в дом, пожать руку, когда никто на тебя не посмотрит.
– Среди людей бытует мнение, что ромы продают наркотики и воруют. Скажите, за счет чего ромы обычно живут?
–Наркотики? Не смешите, это даже несерьезно. Какие наркотики? Это огромный бизнес, который сверху покрывается. Одна бабушка с пакетиком мака – максимум, и не факт, что ромка. Ручаюсь, на весь город никто из ромов не продает наркотиков.
Многие наши люди – торгаши на рынке: продают одежду, посуду… Может, раньше это и была спекуляция, но сейчас это предпринимательство. Есть те, кто занимается металлом, ездит, скупает его. Делают это официально. Есть водители. Кто-то работает на земле. Кто-то – на сезонных заработках. Кто-то оканчивает вузы, вот одна из моих дочерей – переводчик с немецкого.
Но знаете, мы же тоже имеем свою культуру. В старые времена, времена кочеваний, это же престижно было – украсть лошадь. Даже считалось, что каждый мужчина должен это сделать. И вот давайте подумаем: а что, тяжело ли лошадь украсть? Нет! Она же в поле ходит, подошел, путы снял, сел и уехал. Ходили цыганки по селам и гадали. Пока гадали – курицу украли. Но ведь это тоже элемент нашей культуры.
И еще, вам не говорили в детстве, что придет цыганка и украдет вас, если спать не будете? Но мне вот интересно: зачем хоть вы той давней цыганке, когда у них своих детей шестеро.
– Кстати, о гадалках. На рынке таки часто могут подойти и начать гадать. Ко мне как-то женщина подошла и говорит: вижу, дескать, горе с родителями будет, дай денег – и ничего не случится.
–Здесь по-разному бывает. Если вот к молодой девушке или парню прибиваются с гаданиями, тогда я могу и помочь, потому как здесь у молодежи эмоции играют, а они и пользуются.
Другое дело, когда приходит ко мне мужик здоровый такой и говорит: у меня цыганка деньги выманила за гадание – верни. Я тогда говорю: «Мужчина, вы серьезно? Как бы она у вас их выманила, если бы вы не остановились и не начали слушать?» Надо было либо не слушать, либо сразу забрать те деньги – взрослые же люди. Но сначала останавливаются, слушают, им интересно, а потом – плачут. Я всегда говорю: не подходите. Когда сам вижу такое или нечестное попрошайничество, всегда прочь гоню, чтоб не позорили.
– Вы лично как считаете: что и дальше порождает эту вражду, озлобленность на ромов в обществе?
– Мы уже столько веков живем в Украине, нация перемешалась: у нас в невестках есть украинки, есть зятья украинцы… Наши дети здесь росли и выросли – почему в нас должны тыкать пальцем? О нас мало хотят знать. Вот мой племянник полтора года пробыл в АТО, наши люди тоже получают похоронки.
О ромах стоит немного узнать. Есть такой хороший фильм «Табор уходит в разведку». Там рассказывают о том, как во времена Второй мировой войны ромы принимали участие в партизанской войне, что ромы сделали для этой войны, как женщины шли по улице с ребенком и считали, где и сколько немцев стоит, как партизан переодевали цыганами и проводили на точки.
Странно, вы говорите об озлобленности на ромов, но ведь эти двое парней украли сумку, а во Львове парни убили человека. Кто же на кого злиться должен тогда.
И зло и добро делает человек, а человек может быть любой национальности.
***
Александр Тарнавский о ситуации с грабежом
– Я йшов із дружиною додому вулицею Мазепи, побачив, що б’ються троє чоловіків. Спочатку подумав, що це між собою, вирішив не влізати. А потім побачив: це два циганипо черзі б’ють чоловіка в голову.Тоді один вириває в нього сумку і біжить. Я побіг за ним, зі мною побіг ще якийсь чоловік, йому років 50. Ми довго бігали, врешті той, що смикнув сумку, запропонував сумку віддати, але я бачив, як він у цій сумці рився, отож міг щось витягти. Один з них втратив темп, мені довелося вдарити його, щоб зупинити. Цього і затримали. Другий втік.
Почали говорити з тим, якого затримав.Він сам назвав себе циганом.Разом із поліцією приїхала швидка, він сказав, що допомога не треба. З поліцією почав грубіянити, казати, що «вам всім буде потім». Виявилося, що йому ледь не 16 років. Знаю від слідчого, що другого тільки через кілька днів затримали.
У своєму пості я не акцентував, що це саме «роми» робили. Я просто написав, як було. Якби крала жінка, я написав би, що це жінка. Але якщо це були цигани, які самі себе так називають, чому цього не можу зробити я?
Щодо коментарів і того, що люди почали писати про «вбити», «знищити», «вивезти» й інші речі, схожі на нацизм, – я такого не підтримую, я за конструктивніші способи вирішення питання. Я проти нищення таборів і вбивств.Такі пропозиції вважаю неадекватними. Але і суцільний захист – теж.
В Америці є таке поняття, як «етнічна злочинність». І за цим легше кваліфікувати злочини. А в нас чомусь не можна сказати, що це циган зробив, тим паче якщо він сам так себе назвав. Ще й сказав:«Я там піду до Петра» (ромського барона в Чернігові. – Ред.). Тому це не був наголос на тому, що «роми», ні.
Добре було, якби оцей барон оцю частину ромів засудив за їх грабежі. Але він нічого такого не сказав, не було ніякого публічного засудження. Це ненормально, що замість адвоката, ці хлопці звертаються до Петра. В ідеалі я бачу, що поліція має звернути на це увагу. І в тому ж Довжику(звідки вони) щось зробили. Бо з Довжика до мене звернулося людей з п’ятнадцять: роми не дають їм там життя.
Что говорит полиця
Речник Чернігівського відділу поліції Юлія Ковтун розповіла:
– За даним фактом відкрито кримінальне провадження за ч.2 ст.186 Кримінального кодексу України («Грабіж»). Одній особі вручено підозру (міра запобіжного заходу не обиралася), інша – має статус свідка.
Поліція наголошує на тому, що будь-яка особа, що вчинила кримінальне правопорушення, має нести відповідальність перед законом. Колір шкіри, очей чи волосся, національність не дає зловмисникам ані преференцій, ані додаткової відповідальності.
***
По нашим данным, с 2017 года это третье дело, связанное с лицами цыганской национальности. Одно из них направлено в суд. В двух других производствах людям сообщено о подозрении. В частности, недавно черниговская полиция задержала женщин, зарегистрированных в другой области, которые ограбили пенсионерку. Суд отпустил их под домашний арест.
Почти все ромы являются гражданами Украины. Лишь в одном из случаев это было лицо без гражданства. Вместе с тем в Чернигове постоянно живет украинец, который паспорт так и не получил и занимается криминальной деятельностью.
Всего с начала 2018 года в Чернигове вручено более 600 подозрений о совершении уголовного преступления. Часть не украинцев – 50–70 человек. С участием ромов – всего 3.
***
Алена Казанская, координатор молодежного департамента ОО «Романо дром», активистка Amnesty International, правозащитница:
– Я зіштовхувалась з різними проявами дискримінаційних практик, мови ворожнечі, ксенофобії по відношенню до представників ромської меншини. Коли людина може вважати нормальним агресію по відношенню до іншої людини тільки за фактом її приналежності до ромської спільноти – стає страшно. А що далі? Коли вже є факт вбивства рома у Львові?
Я ромка, активістка, правозахисниця, студентка народилась в Чернігові і не хочу виходити на вулицю зі страхом того, що на мене нападуть просто, тому що я відкрито позиціоную себе як ромка.
Варто спитати в себе: «А що я знаю про ромську спільноту в Україні? В Чернігові? Чи маю я знайомих, друзів ромів?». Хто такі роми в Україні? Яка ромська громада в Чернігові? Ромська меншина дуже різноманітна – понад 10 субгруп з різною історією, діалектами, звичаями, способом життя.
І про кочове життя та баронів як єдиного лідера/представника ромської громади забули ще з 1956 року, коли вийшов указ Президії Верховної Ради СРСР «Про залучення до праці циган, які займаються бродяжництвом», що забороняв кочовий спосіб життя та прирівнював його до дармоїдства. За законами СРСР за «кочування й паразитичний спосіб життя» циган позбавляли волі на термін до 5 років.
Зараз в Україні видимими є румунсько-угорські групи ромської меншини, що ведуть спосіб життя тимчасових стихійних поселень, і яскраво представленні в Закарпатті. Що ми бачимо? Криміналізацію та негативні стереотипи про ромську меншину в Україні.
Чим живуть ці роми? Прагненням вижити і вимушеною трудовою міграцією. Тут виникає потреба у вирішенні такої проблеми на державному рівні. Перш ніж діяти, писати, говорити варто спитати у себе: «А що я знаю про це? Це дійсно реальність чи просто вплив стереотипів?» і шукати відповідь з різних джерел та піддавати критичному мисленню.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
ТОП новини
Спецтема
Оголошення
13:07, Вчора
17
08:50, 12 березня
10:30, 12 березня
23:41, 9 березня
16:38, 6 березня
119
live comments feed...