• Головна
  • В Чернигове Афера с «Цілющим» не щадит даже детей
Журналистский рейд
15:38, 9 листопада 2013 р.

В Чернигове Афера с «Цілющим» не щадит даже детей

Журналистский рейд

В продаже появилась настойка «Цілющий». Производит ее Золотоношский ликеро-водочный завод «Златогор». Реклама на телеэкранах чуть ли не круглосуточно убеждает, что напиток укрепляет организм и поднимает настроение. Та же реклама советует искать очередную панацею в аптеках и спецотделах супермаркетов и магазинов. В действительности же купить это снадобье можно чуть ли не в каждом киоске, торгующем пивом и табачными изделиями. Всё бы ничего, если бы продукция не содержала 35% спирта (в водке – 40%). Действительно ли можно оздоровиться «Цілющим» или это очередная уловка алкогольной индустрии, чтобы не платить налоги? Бюро журналистских расследований «Свідомо», редакция газеты "Семь дней" и сайт 0462.ua решили докопаться до истины.

Когда спирт – не спирт

Реализуют «Цілющий» по 11–12 гривен за чекушку, пол-литровые бутылки уходят за 18–23 гривен. В напитке содержится 35% спирта этилового плюс спиртовой экстракт трав, мед и вода. Каждый колпачок бутылки сверху прикрыт пестрой бумажкой, имитирующей акцизную марку.

Так что же такое «Цілющий»? В Департаменте контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Государственной налоговой службы уверяют: «указанная продукция не относится к алкогольным напиткам, на нее не распространяются требования действующего законодательства по производству алкогольных напитков, соблюдению минимальных оптово-отпускных цен, требования маркировки акцизного налога и налогообложения». Там считают: «Цілющий» – это диетическая добавка.

Почему спирт вдруг стал «диетическим»? Да потому, что это позволяет производителю не платить акциз, который взимается со спиртного.

Наши коллеги из БЖР «Свідомо» получили заключение Государственной санитарно-эпидемиологической службы, датированное 26 октября 2012-го года. Это заключение полностью повторяет рекламу производителя:

«Продукция ТМ «Цілющий» относится к категории пищевых продуктов для специального диетического потребления. Настойки ТМ «Цілющий» изготовлены и соответствуют установленным медицинским критериям безопасности и могут быть реализованы в заявленной сфере применения через специализированные магазины и отделы, аптечную сеть и по прямым заказам».

Афера не щадит даже детей!

Такая универсальность позволяет «Цілющему» оказаться в любой торговой точке. Его присутвие можно заметить и в отделах спиртного черниговских супермаркетов – здесь он идет исключительно как спиртное. Было бы по-иному – его бы искали в отделе соков. В то же время «Цілющий», прикрыв свое алкогольное содержание определением «пищевой продукт» с легкостью покорил и табачные киоски Чернигова, где категорически запрещено торговать спиртным. А раз «Цілющий» — не алкоголь, то и продавать его можно где угодно и кому угодно. Даже детям. В этом мы убедились во время журналистского рейда. Только в двух случаях пятнадцатилетним девчушкам (нашим подставным покупателям) было оказано сопротивление. В киоске возле Горсада продавщица сказала свое твердое нет: «Это – спиртное! И я из-за вас платить 8 тысяч гривен штрафа не собираюсь!» А вот в киоске, что через дорогу напротив, продавщица оказалась более сговорчивой. Объяснила, что продаст при условии, если девчата перезвонят родителям. Те перезвонили… Безусый журналист, стоявший за киоском и сыгравший роль папы, «подтвердил отцовство» – и вот бутылка уже в руках. А ведь на месте наших подставных покупателей могли быть любые школьники! На вопрос журналистов, на каком основании детям продали спиртное, дама тут же приняла воинствующую позу и заявила: «Я продала пищевой продукт. Это – не спиртное!» В остальных киосках, попавших в зону нашего эксперимента, малолеткам приобрести «Цілющий» труда вообще не составило. Были бы деньги.

Пить или не пить?

Производитель рекомендует «Цілющий» – внимание! – «как дополнительный источник флавоноидов и минералов с целью оптимизации рациона питания для общего укрепления организма, повышения аппетита, нормализации обменных процессов и пищеварения».

Пить советуют трижды в день по 10 миллилитров, разведенных в стакане воды. «Курс приема» – две–три недели. Среди противопоказаний: дети, беременные, люди с больной поджелудочной и аллергиями. Еще перед употреблением советуют обратиться к врачу. Мы так и сделали.

Вера Демченко, ведущий специалист управления здравоохранения Черниговского горсовета, была просто удивлена появлением диетических добавок на спирту.

– Все добавки, зарегистрированные официально, не имеют в своем содержании спирта. Такое может предлагать только народная медицина. Ни одно уважающее себя фармацевтическое предприятие на это не пойдет. И это уже вопрос к торговле, на каком основании они позволяют реализовывать, тем более в киосках, пищевые добавки? – прокомментировала специалист.

Лариса КАДИНА, заведующая неврологическим отделением горбольницы №4, депутат Черниговского горсовета, категорически рекомендует воздержаться от употребления данной настойки, тем более детям:

– Для меня это нонсенс – идти оздоравливаться… в ближайший киоск! С этим нужно что-то делать, как-то противостоять, думать о подрастающем поколении. Подобные настойки должны реализовываться в специально отведенных местах.

К такому же мнению склоняются и киевские врачи.

– Я никогда не рекомендую препараты, где есть алкоголь! – ужасается кандидат медицинских наук, диетолог Александра Кириленко. – Все настойки – это яд. И только доза делает из них лекарства. Однако мы, диетологи, никогда не назначаем препараты со спиртом!

Похожую позицию относительно препаратов с алкоголем занимает и глава Киевского центра здоровья Отто Стойко.

– В принципе, я избегаю таких рекомендаций. Это какие-то уловки алкогольной индустрии.

Журналисты БЖР «Свідомо» попытались найти результаты проверок «Цілющего». Состав анализировали в одном из подразделений Госпотребстандарта – во «Львовстандартметрологии». Там констатировали: такой напиток нельзя назвать напитком для специального диетического потребления.

Анализы делали по заказу Инспекции по защите прав потребителей в Ивано-Франковской области. Заместитель директора инспекции Ярослав Лаврушко рассказал: в исследуемых образцах нашли превышение по сравнению с «анонсированной» на этикетке дозой содержания альдегидов. Это токсичные органические соединения, обладающие способностью накапливаться в организме. Они могут спровоцировать отравление, навредить печени и органам пищеварения. Выше заявленной оказалась и
концентрация эфиров.

Кто считает барыши?

В разрешительных документах на «Цілющий» значится компания «Олимпис», которая производит свою продукцию на мощностях Золотоношского ликеро-водочного завода «Златогор», что в Черкасской области. По данным Реестра физических и юридических лиц, «Олимпис» основана в 2009 году. Руководит ею Михаил Стеблик. «Прописана» компания в Киеве на улице Святошинской, 32. Этот адрес фигурирует и в регистрационных документах других компаний. Там же зарегистрированы «Петрус-Алко», «Петрус-Медиа», «Петрус-Инвесткомпания», «Петрус-Инвестбуд» и «Петрус-Кондитер».

Группа компаний «Петрус» занимается различными бизнесами: от производства сладостей до строительства. В частности, в группу входит и знакомый нам «Златогор».

Основательница и руководитель «Петруса» – Людмила Русалина. Она – во второй сотне самых богатых людей Украины по версии журнала «Фокус». В последнем рейтинге – Русалина на 142-м месте с состоянием в 70,2 миллиона долларов. Причем по сравнению с 2012-м женщина «поднялась» на десять ступенек и заработала 18,4 миллиона. Еще два года назад Русалина была депутатом в Черкасском облсовете от блока «Наша Украина».

Как долго на нас будут зарабатывать?

Что обо всем этом думает Министерство здравоохранения? На запрос журналистов в Минздраве ответили так: «…такая продукция не является лекарственным средством, перед применением требует консультации врача и может реализоваться только в аптеках и специализированных отделах торговых сетей».

В ведомстве добавили, что с целью предупреждения незаконного распространения специальных пищевых продуктов и их несанкционированной рекламы Минздрав Украины обращался в Генеральную прокуратуру Украины. А также неоднократно – в Министерство внутренних дел Украины, Государственный комитет телевидения и радиовещания
Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Государственную инспекцию Украины по вопросам защиты прав потребителей – в пределах полномочий принимать меры соответствующего реагирования.

Пока Минздрав безрезультатно обращается к различным органам, в западном регионе уже противостоят распространению «Цілющего». В Ривном депутаты горсовета запретили реализацию пищевого продукта, мало чем отличающегося от водки. В Чернигове депутаты горсовета, в частности это отметила Лариса Кадина, намерены написать депутатский запрос в городское управление торговли, в котором будут изложены все претензии по поводу происходящего. А также депутат пообещала принять все возможные меры, чтобы противостоять существующему беспределу. Но и это еще не всё! В ГП «Чернігівстандартметрологія» советуют проявлять более активную позицию именно горожанам. Ведь у черниговцев есть возможность обратиться с заявлением в Инспекцию по защите прав потребителей. А та вправе инициировать проверку продукции «Цілющий» в названном госпредприятии.

– Это абсолютно ничего жителям не стоит. На это выделяются государственные деньги, – подчеркивает специалист стандартметрологии. И заодно советует обратиться с жалобой в городское управление потребительского рынка и предпринимательства. Как подчеркнула Надежда Найден, начальник отдела потребительского рынка, по закону они должны уведомить субъект за десять дней до плановой проверки. Основанием же для внеплановой является жалоба в письменной форме. А таковых по данному вопросу не поступало.

Убийственная сила алкоголя

После того, как алкоголь через желудок и кишечник попадает в кровь, начинается разрушение эритроцитов. Происходит так называемый гемолиз, когда вследствие разрыва мембран распадаются эритроциты. Вместо активных эритроцитов остается месиво из кровавых комков.

Внимание!

Ради наживы толстосумам ничего не стоит превратить спиртной напиток в «пищевой продукт», рекламировать его круглосуточно и продавать где угодно и кому угодно. Даже детям!

DSC_4257

 

DSC_4232

 

DSC_4243

 

 

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Оголошення
live comments feed...