Системная ошибка: идет третий месяц, как более 700 работников культуры не получают зарплаты

Идет третий месяц, как более 700 человек, сотрудники пяти коллективов – Нежинского драматического театра им. М. Коцюбинского, Черниговского областного музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко, Черниговского Молодежного театра, Театра кукол им. А. Довженко и областного филармонического центра – не получают зарплаты. Причина, как ни странно, не только в «этой стране» и «в этой власти», но и в предыдущей. Вместе с советской системой организации театра были унаследованы и принципы финансирования. Которые сегодня просто не работают, но которые почему-то никто не берется изменить. Не здесь, не в Чернигове, не берется – на самом верху.

Бедные, но гордые

Поначалу жалобы старались на люди не выносить: что-то проскальзывало в частных разговорах, что-то мелькало в соцсетях. Лишь в начале ноября один из черниговских сайтов сообщил: «Актеры Черниговского драмтеатра два месяца не получали зарплаты» – чем вызвал довольно оживленное комментирование.

Мнение изнутри: «Считают чужие заработные платы, часы выхода на работу – все какие-то обозленные... Хотелось бы посмотреть на этого «знатока актерских будней»: в жизни все не так сказочно. Большинство из нас всю свою жизнь проводят в театре. Имеют
кучу долгов, не имеют нормального жилья, не имеют возможности болеть, помогать родителям… Мы нищие и гордые. Шучу... Наверное».

Возможно, позиция «мы нищие, но гордые» и впрямь безопаснее. И не только потому, что не вызывает гнева начальства. Молчание было правильным еще и оттого, что после обнародования проблемы в Интернете реакцию артисты получили типичную: в виде пересчитывания денег в чужих карманах и громких вопросов: «А что они там делают вообще? И почему их так много?» Не всякому, оказывается, понятно, что театр – это не только сами артисты, но и вспомогательные цеха, декораторы, костюмеры, осветители, звуковики. Что филармонический центр объединяет в себе симфонический оркестр, народный хор, хор им. Д. Бортнянского, ансамбль «Сиверские клейноды»… И что работа у большинства из этих людей никогда не бывает «от» и «до».

vruchenie_tayot_6

– Как-то все пытаются выжить. Понимая, что это же не просто работа. Для 90% людей это – место их службы и место их жизни, – говорит художественный руководитель черниговской Молодежки Геннадий Касьянов. Слово «служба» явно звучит с большой буквы: театру в самом деле служат, не рассматривая его как место заработка… – Театр – их спасение. Они приходят в театр – и играют, забывая обо всем…

Человек, говорят, ко всему привыкает. Кто-то глубже влезает в кредиты, кто-то, помня опыт 90-х, ищет любые подработки и «халтуры», кого-то выручают друзья и родители…

– Мы с плакатами на баррикады пока не собираемся! – упреждает вопрос директор Черниговского облмуздрамтеатра Сергей Линник. 

По его словам, в коллективе, состоящем из 180 человек, есть понимание того, что ситуацию просто нужно «перетерпеть». Часть собственных доходов перенаправили на выплату аванса, получили некоторую помощь от профсоюза.

– Коллектив прекрасно понимает сложность ситуации, – подчеркивает Сергей Дмитриевич, – но мы провели собрание, всё обсудили, принято решение работать в плановом режиме. Единым ядром, единым кулаком! Наши планы не изменились, и цены не изменились: мы понимаем, что наш зритель по 100–200 гривен за билет платить не может.

В филармоническом центре не так терпеливы. Депутат областного совета Александр Кодола на страничке в «Фейсбуке» пишет:

«До мене як до депутата обласної ради звернулися артисти Чернігівського обласного філармонійного центру фестивалів та концертних програм. Із серпня вони не отримують зароблену ними заробітну плату. Більше того, люди творчі працюють у філармонії сім’ями: коли і чоловік, і дружина не отримують заробітну плату, то як взагалі можна утримувати родину?! Коли вони отримають кошти, їх керівництво сказати не може».


«Вне культуры»

Директор областного департамента культуры Сергей Моисеенко для начала предлагает разобраться с определениями. Говорить, что без зарплаты остались «все учреждения культуры», неверно. Не учреждения культуры, а только театры – театрально-зрелищные коммунальные предприятия, со всеми вытекающими из этого статуса последствиями и проблемами. Они финансируются по отдельным бюджетным статьям и получают от государства не деньги на зарплаты, а дотации. Доплату к цене билета: чтобы мы, зрители,
могли ходить в театр не за 100 гривен, а за 30–40. Рассчитывается дотация – сюрприз! – не по числу самих театров или театральных работников, а по числу возможных зрителей…

Безымянный

– Бюджетний кодекс визначає, що галузь фінансується від кількості населення, – поясняет Сергей Михайлович. – А не від кількості закладів і установ, які є в області! У свої часи ситуація була приблизно вирівняна: у кожній області була одна філармонія, декілька театрів… Обов`язково був навчальний заклад – музичне училище або училище культури. Плюс – мережа клубних закладів, бібліотечних, музейних, школи естетичного виховання. Але сьогодні, на превеликий жаль, демографічна ситуація в областях абсолютно різна. І Чернігівщина не може тягатись по кількості населення з Харківською областю, наприклад. А я дивився: у нас мережа майже однакова, фінансування від держави різне. Коли я піднімаю питання на нараді в міністерстві про те, коли ж, врешті-решт, ви допоможете нам і введете коригуючі коефіцієнти, мені кажуть, що це не та проблема, яка цікавить всю Україну… Хочу підкреслити, що неодноразово протягом багатьох років наш департамент фінансів піднімає це питання на рівні Мінфіну: «Шановні, зверніть увагу: ми нерівно фінансуємо галузь!» Давайте приймати якесь рішення. Ну – не завжди чують…

Обычно в начале года деньги выделяются так, чтобы хватило месяцев на шесть-семь. Позже «недостача» закрывается за счет дотаций и перераспределения средств. В этом году – не успели. И если другие сферы страдают из-за проблем, связанных с казначейством, то театры оказались заложниками схемы, не менявшейся со времен Советского Союза. И жаловаться здесь, выходит, не на кого? А надеяться?

vruchenie_tayot

– Заборгованість виникає практично щороку – і щороку влада її вирішує, – комментирует Сергей Моисеенко. – В серпні було вже підписано спільне розпорядження голів обласної держадміністрації і обласної ради про виділення додаткових коштів – саме на заробітну плату для театрально-видовищних підприємств. В листопаді збирається сесія обласної ради, на якій будуть уточнені показники обласного бюджету і додатково будуть виділятись кошти на виплату заборгованості із заробітної платі.

А пока возникает «побочный эффект»: отсутствие финансирования не отменяет обязательных выплат. А значит – в бухгалтерии уже поступают уведомления о начисленных штрафах и пенях, к примеру, за неуплату социального взноса. И театры снова – без вины виноватые.


Дорогое. Но – удовольствие!

Посмотрим на проблему с другой стороны. Вопрос ведь можно поставить и так: «Если они не зарабатывают сами на себя, если к ним не ходят зрители – значит, это плохие театры – а зачем они нам нужны?»

– Не может Чернигов с населением в неполных 300 тысяч человек шесть вечеров в неделю заполнять три зала – почти на полторы тысячи мест в общей сложности. Да пусть бы тут был Товстоногов со своей труппой БДТ, – восклицает Геннадий Касьянов, – где бы он брал каждый день людей?! Их просто нет, по определению.

Но и ежедневные аншлаги не спасли бы, театр – дело затратное. На всю областную культуру требуется 40 миллионов гривен, на театры и филармонию – еще 41. И без дотаций в сегодняшней системе не может существовать никакой театр – хоть большой, хоть малый. А что делать? Филармония или «большой» черниговский театр – в относительно выигрышном положении, у них хотя бы есть возможность принимать на своей сцене гастрольные коллективы. Что может поделать в этой ситуации Молодежный театр с его залом на 100 мест – создававшийся в свое время как «наша маленькая Таганка»? А Театр кукол?

Это только кажется, что слова «оптимизация» и «оптимизм» однородны. Оптимизация – по сути сокращение штатов, а то и закрытие каких-то предприятий. Чернигов маленький город, и ухитряться содержать при его масштабах три театра и крупнейший в Украине филармонический центр – просто подвиг. Большая головная боль. И в хорошем смысле – очень большие амбиции местной власти, которая, к счастью, не готова идти на крайние меры и понимает ценность имеющейся у нас театральной среды. А проблема, существующая много лет и обострившаяся в 2013-м, создана не здесь и решиться должна не здесь.

newin_14

– Я просто, відверто кажучи, схиляю голову, – продолжает Сергей Моисеенко, – і дуже дякую нашому керівництву за те, що вони, розуміючи всю складність ситуації, все ж таки не приймають волюнтаристських рішень, мовляв, давайте поскорочуємо, порозганяємо! Слава богу, цього не звучить і ніколи не звучало. Абсолютно відповідально вам говорю: ті творчі сили, які сьогодні є в Чернігівській області, можуть презентувати Україну в будь-якій країні світу. Це буде достойно і високопрофесійно. Це еліта не тільки, скажімо так, галузі – це інтелігенція, еліта нашого суспільства: зібрана, відібрана, навчена і яка сьогодні представляє національну культуру і мистецтво.

Знаєте, простіше за все було б сказати: привести у відповідність до фінансових можливостей! Урізати, позакривати… Але якщо воно створювалось роками, десятиліттями, поколіннями – ну хто візьме таку відповідальність на себе? Я перший ніколи з цим не погоджусь.

До кінця року нам необхідно 13 мільйонів гривень. Це чимала сума, і непросто області сьогодні вирішити це питання. Але вона вирішує.

Есть просвет

Назначенная на 27 ноября сессия областного совета должна помочь закрыть вопрос с зарплатами хотя бы на короткое время. И.о. заместителя председателя облгосадминистрации по гуманитарным вопросам Юрий Музыка уверен: решение о выделении из областного бюджета дополнительных средств будет принято.

– Гроші є. За підсумками шести місяців область має дохідну частину бюджету виконання на 105%, тобто є додаткові кошти, які будуть перерозподілені і направлені на фінансування виплати заробітних плат.

– І є впевненість, що депутати за ці бюджетні зміни проголосують?

– Уже відбулося засідання ради обласної організації Партії регіонів. Однозначно це підтримується – а ви знаєте, що більшість в обласній раді складається саме з депутатіврегіоналів. Тому якихось застережень у цьому плані бути не може. Це – зарплати людей і це просто навіть не обговорюється.


Несмотря ни на что

А пока что – жизнь идет. Молодежный театр готовится к «Декабрьским театральным вечерам»: 26-летняя традиция не будет прервана. «Славянские театральные встречи», центром притяжения которых является облмуздрамтеатр, в этом году расширили географию: работа варшавского театра «Вторая зона» стала своеобразным «уколом правды» и неожиданно выявила у нашей публики очень высокий уровень принятия материала. Спектакль Нежинского драматического театра «Амор. Кохано. Итальяно» в постановке черниговца Алексея Быша – стал украшением ХXIII фестиваля «Славянские театральные встречи». Театр кукол к новому сезону подготовил очередную премьеру: в это воскресенье маленьким зрителям презентуют «Ивасика-Телесика» по сказке А. Олеся. Филармонический центр репетирует новые программы... И все ждут зрителей.


Репертуар или штат?

Со времен СССР не менялся не только порядок финансирования, но и сама система организации театров. И это тоже вошло в противоречие с сегодняшним днем. Общепринятая репертуарная система подразумевает, что театры содержат целый штат актеров «на все случаи жизни». Альтернатива – система контрактов, распространенная там, где нет советского наследия.

Сегодня очень осторожную попытку уйти от старой, тяжеловесной структуры и ввести контрактную систему делает новый режиссер театра им. И. Франко Станислав Моисеев – при довольно выраженной настороженности коллектива и отсутствии поддержки Министерства культуры. Киевский эксперимент, если состоится, покажет, возможно ли за решение проблемы финансирования театров взяться с другой стороны. Пока что, судя по всему, видения того, какими должны быть новые взаимоотношения театра и государства, нет. Нет готовности уйти от слова «дадут». Нет готовности отвечать за себя. И есть опасность того, что с переходом на контрактную систему изменится само отношение к делу, видение себя в театре…

Но что если у киевлян – получится?

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов