• Головна
  • Всё в шоколаде: выносная торговля в Чернигове наступает
Журналистская проверка
18:00, 24 січня 2014 р.

Всё в шоколаде: выносная торговля в Чернигове наступает

Журналистская проверка

В первый день старого Нового года в редакцию «Семи дней» одна наша читательница принесла небольшой пакет конфет, купленный буквально накануне праздников в торговой палатке на остановке общественного транспорта «Центральный рынок» (напротив магазина «АТБ»). Это угощение предназначалось для щедровальников, нам же было предложено его просто понюхать. Конфеты «Кошеня» (так называлось лакомство) оказались, мягко говоря, с душком. От кондитерского изделия резко несло смесью какой-то химии и прогорклого жира. При этом визуально продукт тоже был не ахти: шоколадная глазурь, покрывавшая конфетное суфле, вся в каких-то потеках и пятнах. Понятно, что попробовать такую «красоту» никто из сотрудников редакции не решился…

Читательница, презентовавшая нам сей «сюрприз», купила конфеты, соблазнившись довольно невысокой ценой продукта – 35 гривен. На вопрос, свежие ли конфеты, ей продавщица ответила: «А как же! Берите!»

И наша героиня не раздумывая купила несколько видов конфеток-суфле в шоколадной глазури. Буквально на следующий день она решила опробовать свою покупку, и тут оказалось, что продукт невозможно есть. Предлагать такое детям Наталия, конечно же, не стала. Зато обратилась в городскую СЭС и в инспекцию по вопросам защиты прав потребителей. А поскольку у покупательницы не было чека, подтверждающего факт покупки, ей «популярно» объяснили: стихийная торговля – не их забота.

Кого волнует качество продуктов?

Наталия рассказывает: в СЭС, в отделе гигиены питания, на требование настойчивой посетительницы подвергнуть злосчастные конфеты лабораторному анализу на предмет наличия микробов или вредных примесей, врачи СЭС ответили: раз чека за покупку нет, то и исследовать ее они не будут. Та же картина наблюдалась и в инспекции по вопросам защиты прав потребителей.

– Они даже не стали ни смотреть, ни нюхать эти конфеты. Ответ был прост: раз чека нет, то на нет, как известно, и суда нет. Когда же я сказала: «А если бы эти конфеты съели ваши дети и отравились?» – они все равно пожали плечами и заявили: мол, ничего не знаем.Такое впечатление, что качество продуктов волнует только меня одну! – возмущается покупательница.

Посему «Семь дней» попробовали разобраться в том, кто же может призвать зарвавшихся лоточников к ответу и как же отличить легального торговца от того, кто не имеет на это никаких полномочий. А для начала мы выяснили, законно ли отказали просительнице санитарные врачи и инспекторы?

У вас есть повод проверить подозрительных лоточников? • Телефон участкового инспектора милиции, состоящего в следственно-оперативной группе города, – 3-40-24. • Адрес: ул. Шевченко, 26.

СЭС: нас не так поняли...

Главный санитарный врач города Иван Макаренко вступился за честь мундира возглавляемого им ведомства:

– Мы по закону не имеем права брать образцы продукции от отдельных граждан. Есть же специальные правила отбора, которые предписывают осмотр документов, нужно же не только взять образцы, также это необходимо опломбировать, представитель торгующей организации при этом ставит подпись, параллельно ему предоставляются копии документов касательно взятых пробных образцов. Всё очень строго. Поводом для контрольной закупки должна стать жалоба, оформленная письменно, в ней подробно изложено, что, где и когда куплено. Затем мы согласовываем это с нашим областным главным управлением, те в свою очередь с Киевом – и нам дают разрешение на внеплановую проверку. Только тогда мы выходим на объект. Нет чека? Всё равно пишите жалобу!

По словам Ивана Макаренко, такого, чтобы посетительницу отправили восвояси – просто быть не могло! Скорее всего, она не так все поняла.

Лариса Лазаренко, врач городской СЭС, парирует:

– Мы не можем принять ее жалобу, ведь нет чека. Как потом можно будет доказать, что эта женщина брала конфеты именно на этом лотке? Да и несанкционированной торговлей занимается милиция, а не СЭС. Вдобавок санэпидемслужба не проверяет предпринимателей-физлиц, работающих на едином налоге и торгующих на таких точках. Действует мораторий. Поэтому они реализуют товар без кассового аппарата. И чек не выдают. Мы же не можем потребовать у них ни санитарной книжки, ни прикрыть эту точку. Это всё входит в полномочия милиции.

В СЭС говорят, что вопрос с нелегальной торговлей они не оставляют без внимания, регулярно обращаясь в правоохранительные органы с требованием навести тут порядок. Но всё безрезультатно. И между делом сообщили, что разрешениями на выносную торговлю ведает коммунальное предприятие «Дільниця контролю за благоустроєм міста». По словам санитарных врачей, затем от имени горисполкома в СЭС подают списки легализованных лоточников (зачастую это происходит в период сезонной летней торговли), и уже те в свою очередь должны обратиться к врачам с тем, чтобы получить разрешение на торговлю и от них.

– Но если они к нам не обращаются – их у нас в списках нет, поэтому контролировать качество продаваемой продукции на этих точках мы не можем. А заставить кого-либо прийти к нам за документами – тоже не в наших силах… – комментирует Лариса Лазаренко.

Что же касается проверок на производстве – они, по словам санврачей, осуществляются раз в три года.

"Стихийная торговля? Обращайтесь в милицию!"

В инспекции по вопросам защиты прав потребителей нам заявили, что вопрос стихийной торговли вовсе не входит в их компетенцию. Александр Зенов, заведующий юридическим сектором Инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Черниговской области, прокомментировал эту ситуацию так:

– В основном выносной торговлей занимается управление потребительского рынка горсовета и правоохранительные органы. Мы, конечно, тоже можем помочь и выйти на проверку. Но если хотите, чтобы это было быстро, лучше обращайтесь со своей жалобой к уполномоченному органу. Именно так мы и объяснили посетительнице. А она, скорее всего, не так всё поняла. Если бы она написала письменную жалобу и оставила ее у нас, мы бы в любом случае ее приняли и зарегистрировали.

По словам юриста, ныне инспекция и рада бы помочь всем жалующимся, но у нее связаны руки и осуществить молниеносную проверку она просто не в состоянии. Ведь на любой внеплановый мониторинг требуется согласование столичного руководства, а это время.

Александр Зенов:

– Если кто-то напишет жалобу, к примеру, на СПД Петрова, что там продают некачественные конфеты, конечно, наша инспекция выйдет на место и проверит эту точку. На практике же наказать такого торговца сложно. Ведь проблемно будет установить, кто там является владельцем. Вряд ли это реализатор. Кроме того, на согласование проверки с Киевом уходит минимум две недели, а за это время на точке может поменяться не только продукция, но даже и хозяин. Быстрее всех на жалобу могут отреагировать разве что в милиции, советуют инспекторы.

О пользе именных беджиков

Начальник городского управление потребительского рынка и предпринимательства Елена Шевчук была немало удивлена, когда узнала, что в инспекции ее ведомство записали в основные борцы с нелегалами-лоточниками:

– Есть такое понятие, как контрольная закупка, но органы местного самоуправления ее не осуществляют. Это прерогатива инспекции. Постановление о снятии товара с реализации тоже накладывает инспекция. А у нас таких полномочий нет. Что касается согласований на внеплановую проверку, то мы их берем у первого заместителя городского головы. Как правило, если приходит обращение, то мы его рассматриваем на протяжении 30 дней. Из практики: если реагируем по такой жалобе, то требования потребителя удовлетворяются полностью: ему либо возвращают деньги, либо обменивают товар.

В случае, если же избежать покупки с лотка невозможно, чиновники рекомендуют проверить точку хотя бы на наличие элементарных документов, подтверждающих качество продукции.

Елена Шевчук:

– У них должна быть информация о качестве товара. Продавец при себе должен иметь документы, подтверждающие его личность, на груди – беджик с именем и фамилией. Чтобы после, если возникнут претензии, клиент мог указать, у кого он покупал.

Марина Пискун, начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка и предпринимательства Черниговского горсовета:

– По продгруппе у продавца обязательно должно быть качественное удостоверение на товар либо же заключение санитарно-эпидемиологической службы. Качественное удостоверение предоставляет предприятие-производитель, в документе указывается полное наименование продукции, название производителя, срок реализации, соответствие нормам качества ТУ, ДСТУ. Кроме того, согласно статье 15 Закона Украины «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на полную, доступную и своевременную информацию. На упаковке должно быть указано наименование товара, его состав, дата изготовления. Если товар весовой, такая информация подается на коробках. В стационарной сети допускается размещение обобщающей информации в торговом зале. Также на точке обязательна жалобная книга.

Также вы имеете право потребовать товарный чек (это в случае если отсутствует кассовый аппарат). В нем реализатор указывает дату покупки, имя предпринимателя, продавшего вам товар, имя покупателя. После подписывает документ. Если что-то из указанного перечня вам предоставить отказываются – лучше не рисковать и обходить этот лоток десятой дорогой. Здоровье и нервы дороже.

Вместо послесловия

Как мы видим, защита собственных прав, пусть даже и гарантируемых государством, – штука сложная. Пока чиновники перекладывают друг на друга степень ответственности за беспорядок в сфере лоточной торговли, от этого страдаем мы с вами, уважаемые потребители. Ведь по нынешним законодательным нормам призвать к ответственности недобросовестного торговца ой как непросто! Если и проверят эту торговую точку и найдут некачественный товар – изъять партию брака, а вместе с ней и торговое оборудование можно только по решению суда. А Фемида склонна быть мягкосердечной к подобным правонарушениям. К тому же, если торговца за этим занятием «застукали» впервые, то правоохранители, как правило, ограничиваются даже и не штрафом, а устным предупреждением. Так что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

 

Комментарий

Артем СТАХ, начальник КП «Дільниця контролю за благоустроєм міста» Черниговского горсовета:

– На торговой точке, работающей по всем правилам, в обязательном порядке должен быть следующий перечень документов: договор с нашим предприятием (в котором мы даем согласие на то, чтобы этот объект временно размещался на определенном месте), санитарная книжка и зарегистрированный в налоговой документ о том, что здесь торгует субъект предпринимательской деятельности или его наемный работник. Чего-то из этого перечня нет? Сообщайте о нарушителе сразу же в милицию. Мы в таком случае составим протокол, а милиция будет заниматься конфискацией товара.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Оголошення
live comments feed...