10:55, 11 липня 2014 р.
«Семейные ценности плюс немножко героизма». История, которую придумал черниговский автор Юрий Васюк, победила на «Коронации слова»
До недавнего времени одна из самых престижных литературных премий страны к Чернигову отношения не имела. Максимум, что мы могли записать себе в заслуги, – победу уроженца Нежина, а теперь киевлянина Андрея Кокотюхи. Нежин, конечно, рядышком. И значит, Кокотюха – почти наш. Но…
Но вот наконец-то «коронован» и черниговец. Сценарий анимационного фильма «Комарик» жюри поставило на первое место, и черниговский автор Юрий Васюк завоевал первое место в номинации «Киносценарии для детей».
«Комарик»-победитель
Молодой папа, по образованию технолог пищевой промышленности, работает совсем не по специальности – в охранной фирме. Как и многие сейчас, на работу ездит в Киев. И уже несколько лет в свободное время пишет пьесы и сценарии.
В творческом багаже – несколько анимационных историй (и самостоятельных, и с продолжением), сценарий полнометражного фильма.
Для театра писать пока не пробовал, соответственно, и черниговским театрам пока свои сценарии не предлагал. Как-то, говорит, в голову не пришло. Да и работает всё же в основном над киносценариями и сценариями для мультфильмов. А это – совсем не то, что писать пьесы. Но не исключает, что займется и этим.
– Стараюсь быть внимательным к происходящему вокруг. Часто придумываю обстоятельства и моделирую поведение героя. Как ему поступить, как выпутаться из сложной ситуации? Вот вас поймали в банке с деньгами, а вы говорите: «Вы что, это не мое!». Попробуйте выкрутиться, придумать выход!
Впрочем, Юрий пишет не об ограблениях банков: в сценариях будущих мультфильмов речь идет о простых и важных вещах. О том, что не бывает чужих детей и чужих бед. О том, что нужно заступаться за других. Быть честным. Не бояться. Это трогает сердца, и это работает.
– Семейные ценности плюс немножко героизма! – шутит Юрий.
А история, победившая на «Коронации слова», проста. Сценарий «Комарика» – о малыше, который заблудился в комнате и пытается найти маму. Маленький комаришка потерялся в комнате, не может найти свою маму, мечется в поисках – и на пути встречает персонажей, которые вовсе не хотят брать на себя ни обузу, ни ответственность.
Но когда один из этих равнодушных субъектов попадает в беду, Комарик не боится и идет на помощь (по сути, тому, кто как раз ему помочь и отказывался) – и в итоге отношение к нему совершенно меняется. Как меняются и сами герои этой маленькой поучительной истории.
История по правилам
Что такое хороший сценарий? Правильно выстроенный сюжет – напряженный и динамичный, без «провисаний» и пауз. Яркие, точные диалоги. И правильные «подсказки» актерам и режиссеру.
– …И иногда одна строчка, одна авторская ремарка дает толчок всей истории, – поясняет Юрий. – А актеру дает понимание, как себя вести, как озвучивать, как подать своего персонажа. Даже какие интонации выбрать!
Хороший сценарий – это интересная история, записанная по всем правилам. Четкая структура и расстановка всех акцентов. Автору нужно выстроить «арку характеров» для всех персонажей, никого не потерять и не бросить «на полпути» – у каждого должна быть своя история, ее развитие и завершение…
Это очень тяжело. И недаром ведь в Голливуде за хороший сценарий платят миллионы долларов! Безусловный ориентир для любого драматурга – конечно же, Шекспир.
– А из современных авторов на кого вы ориентируетесь? Вот читаете и понимаете: я бы так хотел сделать!
– Джеймс Кэмерон – режиссер и сценарист фильма «Титаник» – прекрасный драматург. Фред Эбб и Боб Фосс – сценаристы мюзикла «Чикаго», по которому Роб Маршалл снял одноименный фильм…
Очень ценю старую советскую школу драматургов. Сейчас, к сожалению, все старое просто переписывается на новый лад: вы же видите, сколько римейков снимают. Мало кто берется придумывать свое, искать приемы, подходы – переделывать проще…
По советам «Глухаря»
По русскому языку, не скрывает «коронованный» автор, в школе были тройки. А вот по литературе – четверки и пятерки. Хорошо, что сегодня есть компьютеры, которые и ошибки исправляют, и помогают находить полезные учебники! И мастерству сценариста Юрий Васюк учится не в литинституте:
– К счастью, в Интернете достаточно полезной литературы и достаточно людей, которые готовы с тобой бесплатно и даже с удовольствием поделиться информацией. Учишься, читаешь, пишешь, переписываешь…
Советы практиков – самые ценные, а потому главный источник знаний для Юрия – screenwriter.ru, форум сценаристов, где общаются русские, украинские, белорусские авторы. И начинающие, и мэтры: например, дает консультации и советы автор того самого «Глухаря» Илья Куликов. Он, кстати, тоже начинал с короткометражки.
– Учителей много, каждый выбирает для себя – главное, уметь прислушиваться, не обижаться, воспринимать критику. Публика на форуме собралась заинтересованная в успехах коллег – дают много хороших, полезных советов. А на ошибках учатся!
Мультфильм? Это года через два…
Особых перспектив победа не открыла: ни мультфильмы, ни детские фильмы сегодня практически не снимают, они… невостребованы. Юрий к ситуации относится с пониманием:
– Если смотреть на вещи реально – сейчас не до анимации и не до детского кино. Мне сказали: год–два придется потерпеть. Потом, возможно, дойдет дело и до детей. Сейчас – нет.
– Но имя ваше взяли на заметку?
– Да, конечно. Это ведь и есть суть конкурса «Коронация слова»: продвижение авторов. В частности, когда меня поздравляли представители Киноассоциации, пообещали: если режиссеры будут интересоваться детскими сценариями, «Комарика» непременно порекомендуют.
Кроме денежного приза (честно говоря, довольно скромного – 3000 гривен), автор получил диплом и «золотую» статуэтку. Ее сразу присвоила трехлетняя Настя: несколько дней не выпускала из рук.
Юрий с дочкой и общаются много, и сказки читают… Но вот с папиными сценариями – про отважных Комарика и Барашка, Лису-вегетарианку и дворнягу Тузика – Настя пока не знакома. Мультики увлекают больше.
– Ничего, чуть подрастет – посмотрим вместе мультфильм по моему сценарию! – оптимистично заявляет Юрий.
Совет
Полезные книги для тех, кто хочет научиться писать сценарии:
Александр Митта, «Кино между адом и раем».
Александр Червинский, «Как хорошо продать хороший сценарий».
Лайош Эгри, «Искусство драматургии».
Линда Сегер, «Как хороший сценарий сделать великим».
Нора Галь, «Слово живое и мертвое».
Джеймс Н. Фрей, «Как написать гениальный детектив».
Роберт Макки, «История на миллион долларов».
Справка
«Коронація слова» – международный литературный конкурс романов, пьес, киносценариев, песенной лирики и произведений для детей. Проект Татьяны и Юрия Логуш.
Основан в 1999 году как совместный проект компании «Крафт Фудз Украина» с телеканалом «1+1» как конкурс романов и киносценариев. Сейчас генеральным информационным партнером конкурса выступает телеканал «Интер». С 2005 года конкурс принимает также пьесы, а с 2008 – песенную лирику о любви.
Участвовать в «Коронации» могут все: и опытные писатели, и новички. Единственное официальное условие – произведения должны быть написаны по-украински.
Неофициальное ограничение – произведения, в которых пропагандируются фашизм, экстремизм, ксенофобия, шовинизм, нетерпимость на религиозной почве и т. п., отклоняются сразу.
Цель конкурса – поддержка современной украинской литературы, поиск новых имен, издание лучших романов, стимулирование и поддержка современного литературного процесса кино и театра, а как следствие – наполнение украинского рынка полнокровной конкурентоспособной литературой, а кино и театра – качественными украинскими фильмами и пьесами.
«Коронация слова» открыла для широкого круга читателей более 250 авторов, в том числе Ирен Роздобудько, Марину Гримич, Анну Хому, Александра Вильчинского, Наталку Очкур, Марину Медникову, Андрея Кокотюху, Василя Шкляра.
Результат существования конкурса – издание более 100 романов на украинском языке.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
Спецтема
Оголошення
live comments feed...