В Чернигове прочитали «Отелло» совершенно по-новому

«Отелло» великого Уильяма Шекспира – и на лестничной площадке?! Да вы с ума сошли!» – воскликнут скептики. Шедевр мирового уровня заслуживает сцены, глубокого прочтения трагедии, полного погружения актеров в образы и шикарных декораций. Отнюдь, ответят те, кто увидел живую милитари-инсталляцию «Отелло» по мотивам одноименного произведения.

Ее показ, правда, пока закрытый, состоялся субботним вечером 6 января в стенах Черниговского областного центра фестивалей и концертных программ.

Сюжет знаком, но какова подача! Вечный конфликт разгорелся прямо на лестничном марше. Спектакль длится всего 40 минут, но в них вкладывается вся история, написанная великим Шекспиром.

В роли Отелло – артист Молодежного театра Николай Пономаренко, ему противостоит Яго, роль которого исполнил Дмитрий Обедников, артист филармонического центра. То, что творят эти двое вне сцены, – ново и неведомо черниговскому театралу. Но это смотрится смело, свежо и не отдает нафталином!

Главный режиссер-постановщик  – Светлана Будзяк. В ее прочтении Отелло – белолиц, в современном камуфляже, ревнив, но  в буре чувств впал в бешенство. Он не таится, его оправдывают имя, звание, совесть. Яго – солдат. Не вылезает из берцев, с фальшивым дружелюбием драит лестничный марш и просто «гадит» своим казарменным юмором.

У зрителя, при том, что в кадре нет ни жителей, ни самой Дездемоны, даже не возникает вопрос в необходимости их присутствия. За них играют тени на стенах лестничного пролёта.

Проект «Отелло» не имеет аналогов в Украине и позволяет творческим людям экспериментировать с жанрами искусства и пространством.

Формат спектакля именуется словосочетанием work in progress. Это значит, что финал лицедейства предусмотреть невозможно, а проект можно будет пересматривать не один раз – творческая группа будет каждый раз что-то менять. Потому что много чего зависит от самого зрителя.

Официальной премьеры осталось ждать недолго: она состоится уже в апреле следующего  года и приурочена  к 450-летию рождения Вильяма Шекспира.  Но и ее версия  не будет окончательной...

За полчаса до начала спектакля нам удалось пообщаться с художественным руководителем проекта и исполнителем роли Яго Дмитрием Обедниковым. Актер рассказал, что инсталляция – это первый этап экспериментальной лаборатории, который проходит в стенах филармонического центра.

Важно то, что она направлена на поиск новых естественных форм и средств выразительности. Главная цель этого проекта – познакомить зрителей с современным, прежде всего европейским  искусством. Когда действо происходит не на сцене, а в другом месте. Порой, по логике, просто не приспособленному к просмотру.

 – Мы не стали ничего выдумывать, взяли лестницу – и она стала нашей декорацией! Сегодня мы покажем эскиз, контуры, которые появились. Мы считаем, что это уже заслуживает внимания. Потому что подобного прочтения этой пьесы еще не было в Украине. Такой формат активно практикуют, к примеру, в Германии. Там это обычное дело!

Я пригласил режиссера Светлану Будзяк, на ее счету несколько прекрасных спектаклей в Харькове. Очень много занято ребят над обеспечением мультимедийного пространства. При том, что на площадку выходят только два человека  – Николай Пономаренко, актер Молодежного театра, и я.

Средний возраст нашего творческого коллектива – до сорока. Самая большая сложность была в том,– как распределить себя, текст на этой небольшой лестничной площадке.

Работать достаточно тяжело, потому что мы двигаемся очень много, в противогазах – но в то же время безумно интересно! В будущем мы предполагаем, что появится новая звуковая партитура.

IMG_1390IMG_1263IMG_1270IMG_1271IMG_1281IMG_1293IMG_1299IMG_1300IMG_1307IMG_1314IMG_1316IMG_1317IMG_1323IMG_1351IMG_1388

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)