Выборы в Чернигове: арифметика для избирателей

Местные выборы, которые пройдут в последнее воскресенье октября, принесут немало сюрпризов. Причем речь сейчас идет не о фактических результатах, а о том, что для многих избирателей станет неожиданностью сама процедура признания победителей. Чтобы удивившихся и возмутившихся было после 25 октября как можно меньше, мы заранее объясняем все подводные камни нынешней кампании.

Новый закон о выборах, по которому 25 октября мы будем выбирать местную власть, стал уникальным не только для 24-летней украинской истории, но и для многолетней истории демократии в Европе. Цель была – отказаться от порочной практики мажоритарки, когда местные «царьки» усердно поливали «свой» округ деньгами, продуктовыми наборами, детскими площадками и скорыми помощами и за счет этого получали в итоге вожделенный мандат. Другая мишень – покупка высоких мест в списках партий, что позволяло (при высоком рейтинге политсилы) чувствовать себя уверенно. Обе были поражены, но при этом всё серьезно запуталось для избирателей.

Каждый избиратель в Чернигове, пришедший на участки 25 октября, получит на руки четыре бюллетеня и проголосует за:
• одного из кандидатов в мэры Чернигова;
• одного кандидата в Черниговский городской совет;
• одного кандидата в Черниговский областной совет;
• одного кандидата в райсовет (Новозаводский или Деснянский в зависимости от места регистрации).

Выборы мэра

Здесь изменения минимальны и вряд ли приведут к какой-то путанице. В целом принцип остался тот же: кто из кандидатов получил наибольшую поддержку избирателей, тот и сядет в кресло городского головы Чернигова. Но с одной поправкой. Если раньше можно было просто набрать больше голосов, чем конкуренты, то теперь необходимо заполучить более 50% голосов проголосовавших (пускай даже на 1 бюллетень больше – все равно). Если до этой отметки в первом туре никто из кандидатов не доберется, то через три недели (15 ноября) два лидера попробуют силы еще раз – во втором туре. И уж там обязательно определится победитель. В общем, все, как в президентских выборах. Напомним, что сейчас за кресло мэра будет бороться 16 человек.

Для примера:

Если бы такая система работала и раньше, то в последние 10 лет выборы мэра Чернигова проходили бы в два тура, например:

Март 2006 г. – Николай Рудьковский (38,64%) и Александр Соколов (34,43%)
Ноябрь 2006 г. – Александр Соколов (38,49%) и Сергей Витренко (11,64%)
2010 г. – Александр Соколов (34,3%) и Вячеслав Лебедь (15,3%)

Выборы депутатов

Самый запутанный «триллер» – выборы депутатов местных советов. На всех уровнях они будут проходить по одной системе. В 2010 году половина депутатов каждого совета избиралась на пропорциональной основе (в зависимости от того, сколько голосов набрала партия), а другая половина – на мажоритарных округах (один победитель из каждого такого округа). К примеру, Чернигов был поделен на 25 округов.

Теперь Чернигов разделен на 42 округа – по количеству мест в будущем городском совете, а пропорциональная система в чистом виде исчезла.

Как сократится количество депутатов:
Черниговский городской совет: 50 – 42
Черниговский областной совет: 100 – 64
Новозаводский райсовет: 40 – 36
Деснянский райсовет: 44 – 42

Но тот факт, что есть 42 округа и столько же вакантных депутатских мест, совершенно не означает, что победитель в каждом округе автоматически попадет в горсовет. Наверняка некоторые округи останутся без делегатов, а от других во власть пойдет два, а то и три человека. Потом не удивляйтесь. Почему так? Дело в том, что мажоритарная и пропорциональная системы слились воедино – голосование проходит в рамках округов, но приоритет все равно остается за партиями. Правда, у них теперь нет рейтинговых списков – они будут сформированы после подведения итогов голосования на основании полученных каждым кандидатом голосов.

Для примера

В бюллетене, который получит избиратель, будут указаны все партии, которые решили принять участие в выборах. После названия партии указан ее лидер (№1) на этих местных выборах. ТОЛЬКО он гарантированно попадет в городской совет, если его партия в итоге наберет 5% или более по Чернигову в целом.

Дальше будет указана фамилия кандидата, который закреплен на каждом конкретном округе (ее может и не быть – это значит, что здесь партия не выдвинула никого, что, впрочем, никак не мешает ей собирать голоса).

Итак, поставив галочку напротив, скажем, «Партии любителей партий», избиратель голосует за:
• партию;
• №1 партии в Чернигове;
• закрепленного в этом округе представителя партии (если он есть).

После подсчета всех голосов на всех 42 городских округах будет определен традиционный рейтинг партий от общего количества проголосовавших:

Партия №1 – 30%
Партия №2 – 22%
Партия №3 – 14%
Партия №4 – 8%
Партия №5 – 6%
Партия №6 – 5%
-------------------------
Партия №7 – 4%
Партия №8 – 2%...

Далее в распределении мест в горсовете будут принимать участие только кандидаты партий, преодолевших отметку в 5% голосов. И вот тут – первый сюрприз. На любом из округов представитель партии №7 может уверенно победить, но его политсила в сумме по городу наберет менее 5% голосов, что не дает ему права получить мандат.

Считаем вместе*

* (на примере горсовета - остальные выборы пройдут по той же схеме, но с поправкой на количестве мандатов)

Далее партии-фавориты делят между собой 42 мандата. Здесь все решает процент набранных голосов и… неизвестная до результатов выборов цифра. Назовем ее «электоральная цена одного места» (ЭЦОМ). Подсчитать его несложно, но это можно будет сделать лишь после объявления официальных итогов выборов. Если поделить количество голосов (именно голосов, а не процентов), отданных в сумме за партии, набравшие 5% и более, на 42 (места в горсовете), то получится тот самый ЭЦОМ. Дальше количество голосов, собранных каждой партией, делим на ЭЦОМ и получаем количество мандатов для каждой политической силы.

Для примера

Представим, что выборы 25 октября принесут те же результаты (в отношении партий), что и всеукраинские выборы год назад. За основу примем 205-й округ, поскольку там больше избирателей-черниговцев, чем в 206-м округе.

Итак, в октябре 2014 года партийные симпатии черниговских избирателей распределились следующим образом:
Блок Петра Порошенко – 24%
Народный фронт – 17,22%
Самопомощь – 11,36%
Радикальная партия – 10,91%
Громадянська позиція – 6,42%
Батьківщина – 6,05%
Оппозиционный блок – 5,74%
Свобода – 5,15%

Остальные партии рубеж в 5% не преодолели. В сумме эти восемь партий-победителей собрали 70 651 голос. Таким образом, ЭЦОМ составлял бы 70 651/42=1682,17.

Разделив количество голосов за каждую из партий на ЭЦОМ, получаем количество мест в Раде:
Блок Петра Порошенко – 19 520/1682,17=11,60 (учитываются лишь целые числа – до запятой)
Народный фронт – 14 002/1682,17=8,32
Самопомощь – 9240/1682,17=5,49
Радикальная партия – 8875/1682,17=5,28
Громадянська позиція – 5227/1682,17=3,11
Батьківщина – 4926/1682,17=2,93
Оппозиционный блок – 4672/1682,17=2,78
Свобода – 4189/1682,17=2,50

Итого – 38 мест. Недостающие четыре кресла распределяются по одному на партию начиная с той, у кого больше цифры после запятой. Таким образом, дополнительное место получили бы «Батьківщина», «Оппозиционный блок», «Блок Петра Порошенко» и «Свобода».

Как выглядел бы горсовет

Блок Петра Порошенко – 12
Народный фронт – 8
Самопомощь – 5
Радикальная партия – 5
Громадянська позиція –3
Батьківщина –3
Оппозиционный блок –3
Свобода –3

Теоретически при уникальном стечении ряда обстоятельств (явка, разрыв между партиями, количество мест в Раде) может возникнуть парадоксальная ситуация, когда ЭЦОМ будет больше, чем количество голосов, отданных за партию. В таком случае у политической силы будет 0 мест в будущей Раде. Это второй сюрприз, но реален он только в небольших селах, где борьба идет за минимальное количество мандатов.

Кто конкретно?

Третий этап – персонифицированный и построен на внутрипартийной конкуренции. Скажем, одна из партий получает четыре места в Черниговском городском совете. Одно из них займет кандидат №1 (то самый, который в бюллетене будет стоять сразу после названия партии). Остальные три достанутся тем, кто собрал в округе больше процентов среди своих однопартийцев.

И тут третий сюрприз – во власть может попасть кандидат, который занял 2-е или 3-е место (а теоретически – даже 4-е) на округе, но не попадет победитель-однопартиец на другом округе, если первый набрал больше голосов (в процентах), чем второй. То есть в результате – в орган власти попадают те, кто получил наибольшую поддержку, а не те, кого руководство партии поставило выше в списке.

Для примера

На округе №1 побеждает представитель «Партии любителей партий» с 22%, а на округе №2 третье место займет его однопартиец с показателем в 23%. В случае прохождения их партии в горсовет – шансы бронзового призера будут выше, чем у победителя, поскольку он получил большую поддержку.

Сложно? Несомненно! Но все это не отменяет того факта, что на выборы идти необходимо. И необходимо голосовать. За кого – выбирать вам. Главное – потом не удивляться. А мы проконтролируем, чтобы в лабиринтах новой системы не потерялись ваши голоса.

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов