Трудно представить жизнь современного человека без общественного транспорта. Сегодня перебои в его работе сразу же ощущаются. Даже небольшая задержка автобуса бывает чревата – кто-то опаздывает на работу, кто-то не успевает на назначенную встречу.
Сейчас по Чернигову курсируют автобусы и троллейбусы по десяткам различных маршрутов. А столетия назад роль «маршруток» исполняли извозчики. Проще говоря – повозки с лошадками. Долгое время они были основным видом городского транспорта. Этот многочисленный отряд работников сферы обслуживания играл большую роль в повседневной жизни почти 30 тысяч горожан. Все извозчики были объединены в одну централизованную организацию. Так их работу можно было четко регламентировать. Право перевозить пассажиров получал не каждый. Городская управа тщательно проверяла не только лошадей и экипаж, но и их хозяина. Перевозчик обязан был выглядеть опрятно, быть одет в темно-синий жупан и шапку, летом – пуховую, а зимой – меховую. Без соблюдения этих условий выезд на работу не разрешался. Также было ограничение на количество одновременных пассажиров и ряд других правил. Извозчику запрещалось хамить или некорректно разговаривать с пассажирами, курить «за рулем», находиться в состоянии алкогольного опьянения и возить по городу пьяных. Забытые клиентами вещи следовало сразу же доставить в отделение полиции. К слову, места остановок в то время определяла именно полиция. А еще по ее требованию извозчики были обязаны бесплатно перевозить больных, раненых, сумасшедших и даже мертвых. Стоимость проезда зависела от маршрута и была по карману далеко не всем. За перевозку багажа взымалась двойная плата, в праздничные дни тариф тоже поднимался вдвое. Приходилось дополнительно платить и за ночные поездки.
Если в то время перемещаться по Чернигову еще как-то можно было, то выбраться за город было проблематично. Это сейчас добраться до Киева – «раз плюнуть». А вот нашим предкам было не так легко. Чтобы совершить подобное путешествие им приходилось несколько дней преодолевать путь пешком. Ну, или ехать верхом, что тоже весьма утомительно. Позже на помощь нашим прабабушкам и прадедушкам пришел речной транспорт. До середины прошлого века он был основным связующим между Черниговом и внешним миром. Главной водной артерией, как и сейчас, была Десна. Чтобы добраться по ней до Киева нужно было преодолеть около 215 км, и это занимало целых 13 часов. Обратный путь по реке был на 3 часа больше из-за течения. Долго, конечно, но недорого и с кое-каким комфортом. Тогдашние пассажиры были вполне счастливы! Настолько счастливы, что ходить до столицы на своих двух или гонять туда на лошадях стало для них совсем не комильфо. Ближе к концу XIX века между Черниговом и Киевом появилось еще и железнодорожное сообщение. Средняя скорость поездов составляла 30 км в час и путь, учитывая остановки, занимал примерно 7 часов. Билеты на поезд стоили дороже, поэтому многие продолжали перемещаться по воде. До тех пор, пока над Десной не был сооружен автомобильный мост, по которому мы теперь и катаемся.