В Украине набирает обороты реформа инклюзивного образования. Только в новом учебном году количество учеников с особыми потребностями в школах увеличилось на четверть.
Раньше школы неохотно открывали для них двери, а родители старались уберечь своих детей от лишнего стресса и выбирали между индивидуальным обучением и обучением в специализированных школах. Однако в июле 2017 года президент Украины Петр Порошенко подписал закон об инклюзивном образовании. Согласно закону дети с особыми потребностями могут учиться в обычных школах. Такая практика в мире уже активно применяется, ведь это позволяет «особым детям» развиваться в обычном социуме.
Зачем это нужно?
Инклюзивное образование – способ получения образования, когда дети с особыми образовательными потребностями учатся в массовой общеобразовательной школе по месту жительства. Это альтернатива интернатной системе, в соответствии с которой воспитанники содержатся и учатся отдельно от других детей или находятся на домашнем обучении.
Гибкая индивидуализированная модель инклюзивного образования предусматривает обучение по индивидуальным учебным планам и обеспечивается медико-социальным и психолого-педагогическим сопровождением. В инклюзивных классах есть ассистент учителя, который помогает детям с особыми потребностями.
Концепция инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей: все дети являются ценными и активными членами общества. Обучение в инклюзивных учебных заведениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для детей с типичным уровнем развития, членов семей и общества в целом.
Благодаря инклюзии дети с особыми образовательными потребностями чувствуют себя нужными, становятся самостоятельными, меняют поведение, отношение к учебе и окружающим, быстрее успешно адаптируются в коллективе, освобождаются от ощущения изолированности, учатся у ровесников социальным навыкам.
Дети с типичным уровнем развития накапливают положительный опыт взаимодействия, учатся понимать и людей с особенными потребностями, становятся более отзывчивыми, готовыми помочь.
Успехи уже есть
– На сьогоднішній день інклюзія впроваджена в Чернігові в декількох навчальних закладах. Вони територіально розміщені так, щоб батькам було зручно в залежності від того, в якому мікрорайоні міста вони проживають. Класи навчальних закладів значно змогли поліпшити свою матеріальну базу. Міський і державний бюджети акумулювали, наприклад, зараз у кабінет лікувальної фізкультури, який є спорідненим із кабінетом сенсорної інтеграції. Зараз тут ви можете побачити і сухий басейн, тренажери, доріжки – це все поліпшує роботупедагогічним працівникам, – отмечает начальник управления образования Черниговского городского совета Василий Билогура.
Всего в Чернигове инклюзивное образование предоставляют в 25 классах, в которых учится 42 ребенка с особыми образовательными потребностями, и 5 инклюзивных группах, где воспитывается 9 детей. В начале учебного года в 33-й школе впервые открыли класс инклюзивной формы работы.
–Я бачу дуже великий прогрес. У нас є учень, який дуже погано розмовляв, сьогодні він уже спілкується реченнями, інші дітки йому допомагають – це дуже важливо, – делится успехами Елена Жук, ассистент учителя начальных классов школы №33.
В 2017/2018 учебном году открыты первые классы с инклюзивной формой обучения на базе школ №14, 24, 27, 33, два пятых класса – на базе школ №5, 30 и один десятый класс – на базе школы №30.
Также действуют 15 специальных классов для детей с особыми образовательными потребностями, в которых занимается 176 детей. Обучение в таких классах происходит по адаптированным программам и индивидуальным учебным планам.
– Ми вирішили відкрити клас, тому що досвід був дуже великий. Ми одна із шкіл, в яких до цього були класи для дітей з особливими освітніми потребами. Таких учнів було від трьох до чотирьох. На сьогоднішній день є певний прогрес, – рассказал директор школы №24 Юрий Доман.