Жаркая весна 86-го, или Три дня рядом с «Оранжевым лесом»

Этот материал вышел в газете «Семь дней» 5 лет назад – в апреле 2012-го. Но его актуальность неподвластна годам. Сегодня, в день 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС нелишним будет ознакомиться (а для уже читавших – перечитать заново) свидетельства очевидца тех событий.

Сейчас модно – за дело и без него, иногда же – почём зря! – ругать нынешнюю власть, да и то сказать: во многом она того и заслуживает, и прежде всего – за двойной стандарт (к себе, любимой, и к нам, простым гражданам страны) и за ложь.

Но, ругая власть, заодно ругают и Украину, и нашу независимость, и всё, что с ней связано. А зря. Такой лжи, какой нас «кормили» во времена бывшего СССР и которую нам довелось пережить и, не побоюсь этого слова, в прямом смысле испытать на собственной шкуре, такой наглости, такого чудовищно-беспардонного хамства нынешней Украине и не снилось!

И ещё: я более чем уверен, что будь тогда Украина самостоятельной, реально независимой страной, такой страшной катастрофы, какой стало народное горе по имени «Чернобыль», просто не было бы – не хватило бы ни наглости, ни сил, ни средств, ни головотяпства сотворить её! Но обо всем – по порядку…

В гостях
Апрель 1986 года выдался на редкость тёплым – весна была ранней. Природа благоухала, люди отходили от суровой зимы и дружно готовились к полевым работам. Жизнь била ключом. Но… Не так сталось, как мечталось – всё перечеркнул зловещий взрыв на Чернобыльской АЭС.

25-го я получаю от тещи телеграмму: «Володька, приезжай на выходные, нужна твоя помощь» – это был условный сигнал: предстояло колоть кабана, а я всегда принимал в этом деле самое активное.

В общем, работы предстояло много, и работы трудной, чисто мужской. Посему, отработав смену, я после работы забираю с собой младшего сынишку Антона, беру все необходимые вещи, прихватываю складной велосипед «Аист» и вечерним дизель-поездом Чернигов – Янов отчаливаю в город атомщиков Припять, на ж/д станция Янов.

От Янова до села Копачи, где любимого внука уже ждёт бабушка Катя, по отличной бетонке всего-то 7 км. Я накручиваю педали, на руле висят сумки, а сынишка гордо восседает на багажнике.

Кто тогда знал, что по этой автотрассе он едет в последний раз, что от мирной жизни до «военно-чернобыльской» осталось меньше пяти часов…

Тревога
Рано утром я с трудом раскрываю глаза (а сплю я крепко), чувствуя, как меня активно тормошат, и вижу заплаканную тёщу: «Володенька, вставай, надо съездить в Припять, узнать, как там Петя – на атомной станции авария, всю ночь через село едут пожарные машины и армейские грузовики, автобусы с милицией!»

Петя – это Пётр Беленок, её старший сын, а мой шурин, он работал на Чернобыльской АЭС старшим инженером управления реактором 1-го энергоблока, сокращённо – СИУР-1. Собираюсь, надеваю защитного цвета штормовку и тем же «Аистом» выезжаю со двора на трассу.

Село уже не спит, гудит, тут и там стоят группки встревоженных людей – «Авария!». Но радио упорно молчит.

Выезжаю из села – и тут, на околице, первый слабый заслон – у речушки Родвина стоит в ряд шесть пожарных автолестниц, их экипажи курят, а меня, пропустив, лишь пожурили: «Там контроль!»

Еду, поёживаясь от утренней свежести и встречного лёгкого ветерка, а навстречу – ну точь-в-точь как беженцы в кадрах военной кинохроники! – идут люди: кто с утренних поездов Москва – Хмельницкий и Чернигов – Янов, кто с Припяти, учуяв недоброе.

Идут и несут в руках и на плечах сумки, рюкзаки и чемоданы, ведя за руки сонных детей, и кричат мне: «Поворачивай назад! Милиции нагнали невидимо, в город не пускают, но всех, кто хочет, пешком выпускают, транспорт не ходит, идем вот пешком в Чернобыль (город Чернобыль от города-спутника АЭС Припяти на расстоянии 19 км), там, говорят, транспорт действует».

Еду дальше – авось, повезёт, я ведь здесь каждую тропинку знаю…

Информационный вакуум
При подъезде уже непосредственно к городу атомщиков, там, где дорога выводит на мост через ж/д пути и где она пересекается с дорогой от промзоны к станции Янов, я увидел милицейское оцепление и наскоро сооружённый полевой шлагбаум.

И что мне показалось странным, так это то, что все милиционеры, хотя и были одеты в серо-синие кители, но почему-то каждый с портупеей и в брюках-галифе, заправленных в парадные сапоги, в застегнутых на все пуговицы рубашках и в надвинутых на глаза фуражках с перекинутыми через подбородок ремешками.

А солнце уже поднялось и начинало пригревать. «Неспроста…» – подумалось мне, но мысль, промелькнув, так и погасла где-то в глубине сознания. Это только потом, много позже, я понял почему, а тогда мои мысли были заняты другим.

Здесь меня остановили и стали допытываться, мол, кто, откуда и зачем. И вот тут мне на выручку пришла армейская смекалка: я понял, что если скажу правду, мне повернут оглобли назад или же задержат для выяснения – и буду я здесь куковать долго, поэтому я сказал, что еду с дачи домой (то есть в Припять), и даже для верности назвал адрес шурина: ул. Спортивная, 2.

Меня и пропустили. Я ликовал: ура, я в Припяти и наконец-то увижу Петра! И вот тут я увидел сцену, которая и сейчас, по прошествии 26-ти лет с того памятного утра, стоит у меня перед глазами, как-будто это было буквально вчера.

Уже съезжая с автодорожного моста, я увидел впереди себя немолодую женщину в форме ГО (формирования Гражданской обороны), неспешно идущую рядом с автоцистерной и поливающую из шланга пенной водой покрытие моста, тротуар и перила, а в этой пене – бегающую в одних трусиках детвору…

Ведь никто никому ничего не сообщал, не рассказывал и не предупреждал! Как сейчас чувствуют себя эти мальчишки и девчонки?..

Но зато на каждом углу продавали невиданные тогда деликатесы: «колёса» всевозможных сыров (бери хоть два круга, хоть три!), печень трески в консервных банках, мармелад, несколько сортов варёных колбас и даже невиданная в свободной продаже сырокопчёная колбаса! А уж о спиртном я вообще молчу.

И люди брали, не ведая и не зная наперёд, что их ждёт в самом ближайшем будущем. Многое из этого ассортимента разнообразных вкусностей так и осталось гнить в брошенных наспех холодильниках…

Конечно же, я нашёл своего родственника, он уже не спал, хотя перед аварией только сменился со своего поста возле 1-го реактора. Ему уже позвонили, чтобы собирался на станцию.

Пётр Беленок, как классный специалист с высшим специализированным образованием, и поведал мне страшную картину катастрофы и возможные её последствия, дал правильные напутствия и ориентиры действия.

Мы попрощались, он начал одеваться на внеурочную вахту – это потом будут и бессонные ночи, и всевозможные внеурочно-урочные работы по ликвидации последствий аварии, и прозябание в страхолесском посёлке «Белые пароходы» – судьба отпустила ему ещё четыре года нечеловеческого напряжения, тяжёлого и опасного труда и страданий от полученных доз радиации.

А я поехал давать «отбой» жене, которая со старшим сыном Тарасом должна была подъехать в этот день ближе к обеду. Но сделать это оказалось ой как непросто!

Сначала я рванул на переговорный пункт, но странное дело – заказы на междугородные разговоры принимали, но связи-то не было! Её как обрезало – и никто не мог объяснить причины. То есть людей сознательно изолировали от мира, чтобы не дай бог, чтобы ни-ни, чтобы не просочилась бы правда о том, что здесь деется!

А по залам Припятского переговорного пункта мерно расхаживали по двое узнаваемые личности со стальным чекистским взором в глазах и мрачно взирали на окружающую мирскую суету…

Тогда, убедившись в тщетности моих попыток легально выйти на связь и задержать выезд из Чернигова своих близких, я не нашёл иного выхода, как рвануть в горотдел милиции, благо он был почти рядом, и обратиться к начальнику с просьбой дать по спецсвязи возможность сказать жене три слова: «Никуда не выезжай!», либо пусть он сам скажет.

Пожилой усталый полковник внимательно меня выслушал и сказал: «Никто вам не поможет – запрещено! Нас тоже контролируют…» И добавил: «Езжайте на почту станции Янов, у них есть телеграфная связь с Киевом, хотя и она, думаю, под контролем».

Теперь, через 26 лет, как я ему благодарен за этот совет! Я так и сделал, тем более, что для моего «железного друга» и молодого организма полтора километра – не расстояние, и – о, ура! – из маленького пристанционного почтового отделения мне удалось отправить срочную телеграмму домой, с общими, нейтральными фразами, что, мол, ситуация изменилась, мы с Антошкой выезжаем на Киев, а они пусть никуда не едут, сидят дома и ждут нас.

И теперь мне кровь из носу нужно было пробраться в Копачи. По трассе это было бы намного проще – и быстрее, и удобнее, и я решил воспользоваться старым маршрутом. Но не тут-то было! На полевом КПП меня опять остановили и, невзирая на все увещевания и объяснения, на автотрассу не выпустили, а велели ехать в Припять.

Я сделал вид, что подчинился их требованиям, вернулся опять к Яновскому почтовому отделению, а видя, что эта часть леса (впоследствии его назвали «оранжевым лесом», поскольку основная масса выбросов из разрушенного реактора выпала именно на него, а тогда об этом никто не только не знал, но даже и не догадывался…) не оцеплена, и зная в нём почти каждую тропинку, я шмыгнул в него и въехал в село с противоположной, западной стороны.

Что было дальше? Конечно же, ни о какой свежине и речи уже быть не могло, всё мгновенно переигралось. Успокоив плачущую тёщу, я начал думать, как вернуться к жене и сыну.

Никакой регулярный транспорт не функционировал. До Чернобыля далековато, до Киева – ещё дальше. Оставаться здесь тоже было не с руки – всё было так зыбко и неопределённо…

И тут прошёл по селу слух, что скоро автобусом будут везти на Киев уставший пожарный караул и что всё-таки решили пустить на Чернигов дизель-поезд для самовывоза пассажиров и желающих покинуть город Припять и окрестные сёла.

Почти всё село сбежалось посмотреть на этих героев, к тому же у многих были здесь родственники, друзья и знакомые. Надо было видеть за стеклами пробиравшегося сквозь толпу ЛАЗа лица этих смертельно уставших людей, хватанувших жуткую дозу радиации! Люди в толпе плакали, махали руками, а они как-то отрешённо на всё это взирали…

Видимо, только они и чувствовали, предполагали, что эта их встреча с близкими людьми – последняя, сельчане же — и в кошмарном сне не могли подумать, что эти бойцы едут в небытие… Вечная вам память и слава, Герои Чернобыля!

Возвращение
Ну, а дальше были обычные сельские хлопоты. Рубка дров, мелкие огородные работы, подготовка к посадке картофеля и сборы домой. По трассе шли колонны войсковых грузовиков, обстановка была похожей на прифронтовую, в воздухе просто явственно ощущалась какая-то тревога.

Мы собрались, нагрузили на верного и выносливого «Аиста» сумки с вещами и домашней снедью и пешком по лесным тропкам опять же через этот «оранжевый лес» вышли на станцию Янов, где уже собрались толпы людей. По перронам станции расхаживали парные патрули милиции и парные же чекистов.

Проходя сквозь лес, я, как сугубо городской житель, не обратил сначала внимания, но мой тесть, житель сельский, подсказал: а ведь птицы-то не поют, вообще не слышно их! Только лес шумит под весенним ветром… Вот парадокс: люди не знают - не ведают, а птицы чувствуют – что-то в природе не так…

Эта вселенская беда отняла у меня четверых близких людей, рано ушедших из жизни, но пишу я всё это не из чувства мести или злобы, а всего лишь для констатации горьких фактов, для правильного понимания того, что свершалось тогда, в далёком уже 86-м, и в назидание тем, кто придёт после  нас – чтобы берегли то, что имеем, чтобы хранили память о тех, кто в те страшные дни закрыл нас, ныне живущих.

P.S.
Жители Припяти и близлежащих сел не бросались, как храбрые пожарные, грудью на чрево рукотворного ядерного вулкана, не тушили пожары, не гребли, как солдатики срочной службы, совковыми лопатами разбросанные куски урана и графита, не бросали с вертолётов мешки со свинцом и другими химикатами в жерло разрушенного взрывом реактора.

Они просто работали, каждый на своём месте. А их 1-го мая ещё и вывели на майскую демонстрацию… А уже 2-го мая их спешно, в экстренном порядке вывезли многокилометровой колонной автобусов в эвакуацию. Как оказалось, навсегда, хотя всех успокаивали и говорили, что временно, а на самом деле – банально врали…

еженедельник "Семь дней" (26 апреля 2012 года )
Чернобыль авария ВладимирНазаренко ПрипятьЧАЭС
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
573 просмотра в сентябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Проблема безпритульних кішок та собак є наболілою для Чернігова. Від такого сусідства страждають люди. Ще постає й питання іміджу міста. Іноземні туристи неодноразово висловлювали своє обурення щодо великої кількості безпритульних тварин на вулицях обласного центру Сіверщини. Цього року чернігівці мають можливість посприяти покращенню ситуації, віддавши свій голос у Бюджеті участі – 2019 за проект № 78 «Стерилізація безпритульних тварин».  Це – потрібно Гр...
Политика
Учора, 19 вересня, з робочим візитом до Чернігова приїхали керівники партії «Основа». Під час прес-конференції лідер партії Сергій Тарута та голова «Основи» Андрій Ніколаєнко представили медійникам Андрія Дуплечева, який віднині є головою партії «Основа» в Чернігівській області. На Чернігівщині Сергій Тарута не вперше. Щоправда, попередні візити стосувалися більшою мірою культурологічних питань. Так, наприклад, депутат раніше долучався до відновлення істор...
Политика
У Деснянському територіальному центрі надання соціальних послуг свято — нарешті можна відправляти на пенсію свою «ластівку» — ВАЗ 2107, яка відслужила свої 15 років. «Жигулі» замінить незвичайний автомобіль, розроблений під потреби підопічних терцентру. Він має спеціальний висувний пандус, яким дуже зручно рухатися навіть на інвалідному візку, а також спеціальні ремені безпеки, які надійно фіксують візок. Поруч є місце для супровідника. Це перший сертифіко...
Экология
15 вересня в День прибирання Чернігів долучився до Чернігів масових прибирань. Понад 150 країну світу проводять щорічно подібні акції. 24 вересня координатор Чернігівської області та місті Вікторія Богдан та координатор «Всесвітнього дня прибирання» в Україні Людмила Осипчук  розповідатимуть про підсумки «Всесвітнього дня прибирання» у Чернігові та області.  Початок запланували на 12 годину. Місце проведення - Чернігівська міська рада, вул.Магістратська, 7...
Общество
Обновление вакансий в базе данных областной службы занятости происходит регулярно. Большинство появляющихся вакансий - минимальным размером заработной платы, или близким к нему. Однако есть и высокооплачиваемые. Итак, кому работодатели Черниговщины готовы платить больше и сколько именно? Рассказывает пресс-служба ОЦЗ. «По состоянию на 1 сентября текущего года средний размер оплаты труда в расчете на одну вакансию, представляемых работодателями в службу зан...
Общество
Захоронение второй половины Х века раскопали в селе Шестовица Черниговского района. Впервые вместе с украинскими археологами работают коллеги из Польши. За две недели совместной экспедиции они исследовали один курган и перешли к работам над другим.  Польские археологи работают в Шестовице впервые. Сюда их пригласили черниговские коллеги, рассказывает преподаватель Института археологии Варшавского университета Дариуш Бащек. На Черниговщине вместе с ним прие...
Общество
Традиційно в четверту неділю вересня в Україні відзначають своє професійне свято працівники машинобудівної галузі. З цього приводу в обласному центрі відбулися урочистості: кращі представники даної галузі отримали почесні відзнаки. Про це повідомляє прес-служба ОДА. На Чернігівщині діє майже 40 підприємств з виробництва електричного та електронного устаткування, сільськогосподарської, будівельної техніки, обладнання для нафтопромислового комплексу, медични...
Общество
23 вересня на вулицях у центральній частині Чернігова відбудуться легкоатлетичні змагання - напівмарафон, який проводиться до Дня міста Чернігова вже третій рік поспіль. Організатором виступає "Нова Пошта". Про ділянки, які будуть перекриватися на час забігу, повідомляє Чернігівська міська рада. У зв’язку з цим легкоатлетичними змаганнями рух транспорту в центрі міста перекриватиметься на таких ділянках:  - просп.Миру в обох напрямках від перехрестя з вули...
Спорт
Вже 23 вересня на Десну чекає протистояння з грандом українського футболу – «Динамо» (Київ). Вчора "Десна" розпочала активну підготовку до матчу київським "Динамо", який відбудеться 23 вересня. Разом з командою вже тренується й Максим Імереков. Сьогодні центральний захисник Максим підписав офіційний контракт з чернігівським клубом. В складі «Десни» Імереков буде виступати під №32. Про це пише офіційний сайт ФК "Десна". Коротка біографія: Максим Ігорович Ім...