Будущее за Черниговом не успевает. Городу нужны электробусы

На расширенном совещании в горсовете Владислав Атрошенко поднял тему перспектив развития общественного транспорта. И заглянул в будущее, которое за потребностями Чернигова не успевает.

Мэр напомнил, что троллейбусный парк в Чернигове – устаревший. Тратить деньги на ремонт изношенных машин – нецелесообразно. Это обойдется слишком дорого, а прослужат они потом всего несколько лет.

Но и путь, которым город шел в последние три года (активно закупая новые машины производства Черниговского автозавода, согласовывая покупку в лизинг за 50 млн гривен еще 12 новых машин и одобряя европейский кредит 6 млн евро на покупку 40 троллейбусов), уже не радует городского голову. По его мнению, нужно смотреть на несколько лет вперед и не зацикливаться на традиционных троллейбусах.

– Більш технічно грамотне рішення організації екологічного транспорту громадських перевезень – це електробуси, – неожиданно заявил Владислав Атрошенко.

Преимущества действительно серьезные. Во-первых, это снижение себестоимости поездки. К примеру, в ходе недавней экскурсии на Черниговское троллейбусное управление начальник коммунального предприятия Дмитрий Лавренюк отмечал, что один километр проезда троллейбуса сегодня стоит 21 грн, тогда как то же расстояние электробус проедет примерно за 3,5 грн. В этот раз Владислав Атрошенко отметил, что троллейбусу, чтобы проехать километр, нужно израсходовать в 4 раза больше электроэнергии, чем электробусу на той же дистанции и с тем же количеством пассажиров.

Вторая статья экономии – содержание контактной сети и силовых кабелей, которые уже требуют замены. А это удовольствие не из дешевых. Электробусам это не нужно. Зато нужны подстанции на конечных остановках, чтобы заряжать аккумуляторы. Дмитрий Лавренюк отметил, что на инфраструктуру необходимо будет выделить около 5 млн долларов. Владислав Атрошенко посоветовал не спешить: дескать, на практике может получиться в 2–3 раза больше.

Еще одна выгода – запас работы аккумулятора. Одной зарядки должно хватать на 300 км, а сегодня черниговские машины за день наезжают не более 220 км. То есть заряжать их можно будет по ночам, когда стоимость электроэнергии ниже.

Дилемма

Сегодня развивать экологичный коммунальный транспорт можно по двум направлениям: обновлять парк привычных троллейбусов или покупать технику на перспективу – троллейбусы с запасом автономного хода или стопроцентные электробусы. Первый вариант – наиболее доступный с финансовой точки зрения, но он «консервирует» транспортную систему: новые направления потребуют дополнительных капиталовложений в прокладку сетей, а лет через десять новые машины отработают ресурс – и все придется начинать по новой.

Вариант с «полутроллейбусами» сегодня взяли на вооружение в Санкт-Петербурге и Праге. Плюс в том, что такие машины в обычном режиме едут там, где есть контактная сеть, и одновременно заряжают аккумулятор. А когда приезжают туда, где проводов нет, опускают токоприемники и могут до 30 км двигаться в автономном режиме. В случае с Черниговом это означало бы, что электротранспорт мог бы добраться, например, до Новоселовки, Александровки, а после строительства дороги – и на Шерстянку.

Электробусы – полностью автономные машины. Но они дороже и имеют ряд недостатков, поскольку разработчики приступили к ним сравнительно недавно. Как и все новое, стоят они немало. На сегодня такую роскошь могут себе позволить города калибра Парижа (в прошлом году там выпустили на улицы несколько штук миниатюрного формата – до 12 пассажиров, а сегодня планируют заменить большими весь транспорт). Предметно интересуются такими возможностями несколько городов США.

Наверняка, лет через пять – десять технологии подешевеют и станут доступнее, а батареи будут служить дольше и заряжаться быстрее. Но Чернигов столько ждать не может – качественный транспорт нужен уже сейчас. На этом и сделал акцент городской голова. Судя по всему, полумеры ему не подходят. Как и троллейбусы, которые скоро могут устареть.

– Тролейбус з автономним ходом – це плюс 80–90 тисяч доларів. І це не рішення. Ну, з’являться зручності – доїхати на Шерстянку… Але за ціною – це 1,5 тролейбуса. Тролейбус з автономним ходом – це те ж сааме, вид збоку. Але значно дорожче.

Нам треба повністю автономні, до 170 км без підзарядки. Треба ухвалити рішення, чи можемо ми це собі дозволити...

…Дальнейшая покупка троллейбусов – путь в никуда. Мы локально потратим деньги на транспорт, который за десять лет амортизируется, и все перейдут на электробусы. Сегодня, если мы захотим, сможем продать троллейбусы. Завтра – нет. Только на металлолом.

Китай не подойдет, или Где найти 24 млн долларов?

В марте Владислав Атрошенко подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая изучит целесообразность покупки для города 100 электробусов. Речь тогда шла о новых машинах китайского производства марки Skywell (80 автобусов большой вместимости и 20 малой). В группу, в частности, вошли начальник управления транспорта Александр Рыжий, руководитель Черниговского троллейбусного управления Дмитрий Лавренюк, заместитель мэра Андрей Черненко и др. Они должны были предоставить свои выводы относительно целесообразности закупки электробусов.

Skywell экспонировался в начале марта на столичной выставке экологически чистого транспорта EcoDrive 2018. Это 12-метровый низкопольный городской электробус, который рассчитан на перевозку до 81 пассажира (мест для сидения 32+1). Максимальная скорость – до 70 км/час. Запас хода достигает 300 км. При этом на зарядку требуется всего от 36 до 78 минут. Цена на данный электробус – 320 тыс. долларов.

Владислав Атрошенко от него не в восторге. Машина, по его мнению, слишком тесная: батареи велики – и конструкторы «спрятали их», пожертвовав вместимостью. В результате салон получился слишком неудобный. Более дорогой вариант – электробусы по 420 тыс. евро.

Даже если считать по 300 тыс. – при покупке минимально необходимого числа машин (80 штук) в итоге выйдет 24 млн долларов. Плюс еще от 5 до 15 млн необходимо на обустройство инфраструктуры (строительство подстанций на конечных остановках, где электробусы могли бы подзаряжать аккумуляторы).

Решить вопрос можно только с помощью кредита. Владислав Атрошенко поручил подчиненным тщательно изучить экономическую составляющую и принять решение, по которому Чернигову предстоит двигаться. После этого, возможно, будет размещена заявка на получение кредита.

Троллейбус – около 170 тыс. долларов

Троллейбус с автономным ходом – около 260 тыс. долларов

Электробус – от 320 тыс. долларов

еженедельник "Семь дней"
электробус транспорт
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Власть
Владислав Атрошенко поскаржився на те, що графік роботи постійно порушується через незаплановані зустрічі. – Тут (в приміщенні міської ради. – Прим. ред..) працювати неможливо. Кожен смикає за рукав «на хвилинку» і по факту все розтягується не менше ніж на 15, – заявив міський голова. – Треба офіс десь поруч винаймати, бо тут – неможливо. Для прикладу Владислав Атрошенко згадав свіжий випадок, коли у нього була запланована зустріч з керівниками ЖЕКів на 10...
Общество
На минулому тижні, біля Єлецького монастиря розпочали досліджувати ґрунти в рамках розробки проекту з укріплення схилу та самого пагорбу. Про це йдеться на офіційному сайті НАІЗ "Чернігів стародавній". Роботи проводять фахівці ДП «Водземпроект» ПАТ «Чернігівський проектно-вишукувальний інститут «Чернігівводпроект», за участю науковців НАІЗ «Чернігів стародавній» та Олени Черненко, кандидата історичних наук, доцента кафедри археології, етнології та краєзна...
Общество
Починаючи з вересня КП "Чернігівводоканал" розпочинає щомісячні перевірки лічильників контролерами підприємства у відповідності до вимог Закону України «Про комерційний облік теплової енергії та водопостачання». Про це йдеться у повідомленні Чернігівводоканалу на власній Facebook-сторінці. Тепер подібні підприємства мусять не менше одного разу на рік проводити контрольне зняття показників засобів обліку води у присутності споживача або його представника. А...
Происшествия
Вчорашню пожежу на вулиці 1-ї Гвардійської Армії, 13, хтось організував. В цьому впевнені у Департаменті з питань цивільного захисту та оборонної роботи Чернігівської ОДА, називаючи причиною пожежі - підпал. Нагадаємо, що вчора біля готелю "Градецький" горіла цегляна лазня. Вогонь пошкодив покрівлю та перекриття лазні по всій площі, а також металевий гараж, який знаходився поряд, і майно, що знаходилось в ньому. Власник будівлі наразі встановлюється, як і...
Власть
Владислав Атрошенко прокоментував ставлення нової центральної влади до місцевого самоврядування. Оцінки вийшли негативними. Міський голова Чернігова нарікає на те, що йому не вдалося в понеділок, 16 вересня, нормально поспілкуватися на засідання Асоціації міст України з новопризначеною міністеркою розвитку громад і територій Альоною Бабак оскільки та поспішала і завершила доповідь на адміністративній реформі. За словами Владислава Атрошенка, є два нагальні...
Общество
Хотя сам музей открещивается от причастности к работам, ссылаясь на близлежащую военную часть, которой и принадлежит территория, где проводятся работы. Так, 16 сентября, журналист сайта снял видео, как возле военного музея - филиала исторического музея имени Тарновского, пилят деревья. Позднее представители музея сообщили, что они не имеют к этому никакого отношения, так как территория проведения работ принадлежит ближайшей военной части. Поэтому уничтожен...
Общество
Вчора, 16 вересня, представники чернігівського осередку Національного корпусу провели акцію з благоустрою, а саме фарбування Красного мосту до Дня міста. Про це на своїй Facebook-сторінці повідомив начальник штабу чернігівського осередку НацКорпусу Олександр Тарнавський. Таким чином хлопці запустили челендж або ж естафету на благоустрій інших об'єктів, які передали міський владі. Головною умовою челенджу став благоустрій без використання бюджетних коштів....
Культура
Будут соревноваться 7 команд по 5 человек из Николаевской, Кировоградской, Одесской, Херсонской, Полтавской, Черниговской и Киевской областей. Анонсирует мероприятие оперативное командование "Північ". Соревноваться будут, в частности, в беге на 1 км и 100 м, подтягивании, отжимании, упражнении на пресс. Обещают армейский марш с полосой препятствий и дополнительными вводными. Также должны быть семинары и практические занятия по тактической медицине, маскир...
Спорт
Речь идет о мастере спорта Украины Полине Жук, которая выборола серебренную награду. Об этом сообщает Департамент семьи, молодежи и спорта Черниговской ОГА. Спортсменка заняла второе место в составе микс-команды среди кадетов. Международные соревнования по стрельбе из лука "Золота осінь" проходили во Львове с 9 по 14 сентября. В них приняли участие 264 спортсмена из 7 стран.