• Главная
  • Чтобы учиться мог каждый. Как в Чернигове дела с инклюзивным образованием?
13:35, 20 мая 2018 г.

Чтобы учиться мог каждый. Как в Чернигове дела с инклюзивным образованием?

В Украине набирает обороты реформа инклюзивного образования. Только в новом учебном году количество учеников с особыми потребностями в школах увеличилось на четверть.

Раньше школы неохотно открывали для них двери, а родители старались уберечь своих детей от лишнего стресса и выбирали между индивидуальным обучением и обучением в специализированных школах. Однако в июле 2017 года президент Украины Петр Порошенко подписал закон об инклюзивном образовании. Согласно закону дети с особыми потребностями могут учиться в обычных школах. Такая практика в мире уже активно применяется, ведь это позволяет «особым детям» развиваться в обычном социуме.

Зачем это нужно?

Инклюзивное образование – способ получения образования, когда дети с особыми образовательными потребностями учатся в массовой общеобразовательной школе по месту жительства. Это альтернатива интернатной системе, в соответствии с которой воспитанники содержатся и учатся отдельно от других детей или находятся на домашнем обучении.

Гибкая индивидуализированная модель инклюзивного образования предусматривает обучение по индивидуальным учебным планам и обеспечивается медико-социальным и психолого-педагогическим сопровождением. В инклюзивных классах есть ассистент учителя, который помогает детям с особыми потребностями.

Концепция инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей: все дети являются ценными и активными членами общества. Обучение в инклюзивных учебных заведениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для детей с типичным уровнем развития, членов семей и общества в целом.

Благодаря инклюзии дети с особыми образовательными потребностями чувствуют себя нужными, становятся самостоятельными, меняют поведение, отношение к учебе и окружающим, быстрее успешно адаптируются в коллективе, освобождаются от ощущения изолированности, учатся у ровесников социальным навыкам.

Дети с типичным уровнем развития накапливают положительный опыт взаимодействия, учатся понимать и людей с особенными потребностями, становятся более отзывчивыми, готовыми помочь.

Успехи уже есть

– На сьогоднішній день інклюзія впроваджена в Чернігові в декількох навчальних закладах. Вони територіально розміщені так, щоб батькам було зручно в залежності від того, в якому мікрорайоні міста вони проживають. Класи навчальних закладів значно змогли поліпшити свою матеріальну базу. Міський і державний бюджети акумулювали, наприклад, зараз у кабінет лікувальної фізкультури, який є спорідненим із кабінетом сенсорної інтеграції. Зараз тут ви можете побачити і сухий басейн, тренажери, доріжки – це все поліпшує роботупедагогічним працівникам, – отмечает начальник управления образования Черниговского городского совета Василий Билогура.

Всего в Чернигове инклюзивное образование предоставляют в 25 классах, в которых учится 42 ребенка с особыми образовательными потребностями, и 5 инклюзивных группах, где воспитывается 9 детей. В начале учебного года в 33-й школе впервые открыли класс инклюзивной формы работы.

Я бачу дуже великий прогрес. У нас є учень, який дуже погано розмовляв, сьогодні він уже спілкується реченнями, інші дітки йому допомагають – це дуже важливо, – делится успехами Елена Жук, ассистент учителя начальных классов  школы №33.

В 2017/2018 учебном году открыты первые классы с инклюзивной формой обучения на базе школ №14, 24, 27, 33, два пятых класса – на базе школ №5, 30 и один десятый класс – на базе школы №30.

Также действуют 15 специальных классов для детей с особыми образовательными потребностями, в которых занимается 176 детей. Обучение в таких классах происходит по адаптированным программам и индивидуальным учебным планам.

– Ми вирішили відкрити клас, тому що досвід був дуже великий. Ми одна із шкіл, в яких до цього були класи для дітей з особливими освітніми потребами. Таких учнів було від трьох до чотирьох. На сьогоднішній день є певний прогрес, – рассказал директор школы №24 Юрий Доман.

В Чернигове инклюзивное образование предоставляют в 25 классах, в которых учится 42 ребенка с особенными образовательными потребностями и 5 инклюзивных групп, где воспитывается 9 детей.

Также действуют 15 специальных классов для детей с особыми образовательными потребностями, в которых занимаются 176 учеников.

Впереди всей страны

Инклюзивное образование предполагает прежде всего создание образовательной среды, которая бы отвечала потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития. С этой целью в Чернигове создан инклюзивно-ресурсный центр, который, кстати, стал первым подобным заведением в Украине. Его деятельность способствует обеспечению детям с особыми образовательными потребностями необходимой психолого-педагогической поддержки с учетом их индивидуальных потребностей и системного квалифицированного сопровождения.

– Батьки самі мають право вибирати, де буде краще дитині: або в звичайному загальноосвітньому класі з асистентом, або в спеціальному класі, де діти засвоюють програму в залежності від того, які мають порушення,говорит директор инклюзивно-ресурсного центра Елена Подмогильная.

По социальной программе и при поддержке Благотворительного фонда Марины Порошенко в общеобразовательных учебных заведениях областного центра проведены текущие ремонты помещений и закуплено оборудование и материалы на сумму более 1,1миллиона гривен для обустройства четырех медиатек (современных библиотек, в которых сочетаются мультимедийный центр с книжным фондом). Они действуют в общеобразовательных школах № 27 (одна комната), № 30 (две комнаты) и лицее № 15 (одна комната).

Кроме того, в школе № 30, в которой функционирует восемь классов с инклюзивной формой обучения, проведен ремонт туалетных комнат, приспособленных для детей с особыми образовательными потребностями. В планах сделать подобные туалетные комнаты на каждом этаже учебного заведения.

Построены пандусы в лицее № 15, школе № 30 и Черниговском учебно-реабилитационном центре № 2.

В 2017 году за счет субвенции из государственного бюджета для детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в специальных и инклюзивных классах, приобретены средства коррекции, оборудование, дидактический материал на сумму более 2,6  миллиона гривен.

***

К услугам детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, в общеобразовательных учебных заведениях Чернигова есть удобная мягкая мебель, уголки отдыха, компьютеры, планшеты, специальная классная мебель, телевизоры, проекторы и проекционные экраны, музыкальные центры, интерактивные полы, интерактивные песочницы, развивающие игры, а также специальное коррекционное оборудование – детские балансеры, ходули на веревках, тренажеры для глаз, сухие бассейны с шариками, качели для развития вестибулярного аппарата, спортивный инвентарь для занятий лечебной физкультурой.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#инклюзия #образование
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить

Комментарии

Объявления
live comments feed...