13:37, 15 липня 2018 р.
Новая украинская школа. Все, что нужно знать
С 1 сентября первоклашки в Чернигове, как и во всей Украине, будут учиться по новым стандартам. Если предыдущие изменения (отказ от исправлений красным, письмо карандашом, чтобы можно было проще исправить и т. д.) вызвали в обществе бурное обсуждение, то сейчас – штиль. И не потому, что родители и педагоги считают грядущие изменения несущественными, а из-за непонимания, какой будет реформа и чего именно ждать от нового учебного года. Постараемся объяснить на пальцах. Сегодня – теория. На очереди – две статьи, в которых будем разбираться в теме с практической стороны: сначала с учительской, а затем – с родительской.
Что такое «новая украинская школа»?
Это концепция, презентованная Министерством образования и науки Украины. В прошлом году она была испытана в ряде школ по всей Украине (в том числе и в Чернигове) и теперь запущена на все учебные заведения.
Как заявляют авторы реформы, это принципиально новый подход к образованию, позиционированию учителя и ученика, а также выработка социальных ценностей, которые ранее игнорировались. Школьников больше не будут просто пичкать набором знаний. Зато научат искать информацию, думать, высказывать собственное мнение и анализировать. Именно такими компетенциями должны обладать школьники, считает Министерство образования и науки Украины.
Чему научат детей в первую очередь
• Умение говорить и выражать мысли на государственном и на языке национальных меньшинств.
• Умение понимать и разговаривать на иностранном языке, что обеспечит понимание ценностей межкультурного общения.
• Математическая грамотность, которую можно применять не только на уроках математики, но и в жизни.
• Уверенное (и одновременно критическое) применение информационно-коммуникационных технологий для создания, поиска, обработки информации на работе, в общественном пространстве и личном общении.
• Умение учиться на протяжении всей жизни. Способность к поиску новых знаний, приобретению новых навыков, организации учебного процесса.
• Общекультурная грамотность. Способность понимать произведения искусства, формировать собственные художественные вкусы, самостоятельно выражать идеи, опыт и чувства с помощью искусства.
• Экологическая грамотность и здоровая жизнь. Умение разумно и рационально пользоваться природными ресурсами, понимание и принятие ценности окружающей среды, способность и желание соблюдать здоровый образ жизни.
• Предприимчивость. Умение генерировать новые идеи, инициативы и воплощать их в жизнь.
• Научное понимание природы. Умение наблюдать, анализировать, формулировать собственное мнение, собирать данные, проводить эксперименты и подводить итоги.
• Формы поведения, необходимые для эффективного и конструктивного участия в общественной жизни, умение сотрудничать с другими людьми, предупреждать и решать конфликты.
***
Изменились правила поступления ребенка в 1-й класс. Теперь родители не смогут отдать ребенка в ту школу, в которую они захотят. Действует принцип территориальности – у каждой школы есть список шестилеток, приписанных к ней по микрорайону.
***
Открытое пространство без барьеров
Программа «Новой украинской школы» адаптирована под программу садика. Обучение ведется в игровой форме – через раскрашивание, при помощи мультфильмов или постановку опытов.
Урок не длится от звонка до звонка. Если ребенок почувствует, что устал, может отойти от «рабочего места» в игровую или творческую зону.
Ожидается, что так переход от садика к школе для ребенка не будет болезненным ни в плане изменения методов обучения, ни в плане повышенной нагрузки.
Также первоклашки не будут сидеть по привычной схеме: по двое за партой, парты в три ряда. Согласно новым стандартам, всем первоклассникам необходимы индивидуальные парты (возможно, вы видели такое в иностранных фильмах). Причем парты должны быть не обычным набором «стол+стул», а должны подстраиваться под меняющийся рост ученика.
Делать их нужно из легкого материала, поскольку перестановки в классах станут обычным явлением: парты можно будет выстраивать полукругом, группами по нескольку парт или в любой другой конфигурации. Это поможет детям проще осваивать навыки коммуникации друг с другом.
Еще одно из требований – открытые стеллажи вместо запирающихся шкафов. Это должно стимулировать интерес детей к новым знаниям. В любой момент ребенок может подойти к стеллажам и взять то, что посчитает нужным: наглядные пособия, карты, книги, игрушки…
Если вам кажется, что в таких классах не будет порядка и правил, то это не так. Перед началом обучения учитель вместе с учениками договорятся о некоторых правилах, обсудят их и, если согласятся с ними, утвердят. Как утверждают психологи, правила, которые дети придумали сами и добровольно согласились их выполнять, гораздо более надежные и крайне редко нарушаются.
***
• Детям не будут задавать домашние задания.
• Все учебные материалы будут оставаться в классе.
• В зоне творчества у каждого ребенка будет свой индивидуальный бокс для хранения расходных материалов.
• В 1-м и 2-м классах не будет оценок – только словесное определение деятельности ребенка («молодец», «постарайся в следующий раз» и так далее). Так дети не будут бояться сделать что-то неправильно.
***
Новые учителя, новые ученики
Главное – не будет множества определений и правил, которые нужно зазубривать: гласные/согласные звуки, таблица умножения и т. д. Взамен ученики займутся составлением слов в игровой форме или решением задачек, подсматривая в таблицу (так она лучше запомнится).
Отдельными будут физкультура, творчество и иностранный язык. Сразу несколько предметов объединят в один – «Я пізнаю світ». В курс войдут основы здоровья, элементы информатики, природоведения, чтения, счета идр. При этом в программе меньше правил и теории, а больше практики, на основе которой дети сами сделают выводы о том или ином явлении или предмете.
При этом процесс получения знаний будет разносторонним: в процессе формирования представления об осадках, ребенок получит информацию из отраслей природоведения, информатики, географии и даже физики. И все это – в игровой форме.
Также детям не будут снижать оценки за каллиграфию, неправильное соединение букв или «выход» за пределы строки. Главное, чтобы ученики поняли, как буква выглядит и произносится. Написание со временем сформируется.
Возвращение к 12-летней школе
Изменения в первую очередь коснутся первоклашек, но по мере их взросления Новая украинская школа охватит все классы. В частности, реформа подразумевает переход на 12-летнее обучение. Причем это будет не просто дополнительный год школы, а совершенно новая трехступенчатая структура школьного курса.
Она будет следующей:
• начальное образование (4 года, 1–4-е классы);
• базовое среднее образование (5 лет, 5–9-е классы);
• профильное среднее, которое также можно будет получать в лицеях и учреждениях профессионального образования (3 года, 10–12-е классы).
На последнем этапе ученик сможет самостоятельно формировать под свои потребности набор предметов.
Обучение будет начинаться с 6 лет. В школу с 1 сентября обязаны идти все дети, которым исполнилось 6 лет, либо это произойдет до 10 октября текущего года. Дети с особыми потребностями смогут поступать в школу в другом возрасте.
***
Напомним, что 12-летняя школа уже была внедрена в Украине с 2002 года. Под нее ввели 12-балльную систему оценивания, обучение с 6 лет, изучение иностранного языка с2-го класса (а не с 5-го, как раньше), предусмотрели профильное образование в 10–12-х классах, до 35 минут сократили уроки первоклассников, разработали несколько десятков(!) вариантов учебных планов, провели конкурсы новых учебников…
Однако приход к власти в 2010 году команды Януковича поставил крест на реформе. Она была ликвидирована (причем анонсировалось даже возвращение к 10-летке) одиозным министром образования Табачником.
***
Финансирование – отдельная тема. В Кабмине обещали, что на каждый 1-й класс каждой украинской школы из государственного бюджета выделят необходимые деньги. Также предусмотрены компьютеры и другая техника. Как распорядиться деньгами (новая мебель, наглядные пособия, покраска стен в приятные цвета, ремонт класса ит.д.) – каждая школа будет решать самостоятельно.
Однако денег недостаточно. По словам начальника Управления образования Черниговской облгосадминистрации Николая Конопацкого, в среднем на полнокомплектные классы выделено примерно по 100тысяч гривен.
Николай Конопацкий, начальник управления образования Черниговской ОГА:
– Це зовсім нова атмосфера і, надіюся, інший мікроклімат. І інше відношення до дитини. Оце, мабуть, найголовніше. Школа радості, як ми говоримо.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
Спецтема
Оголошення
21:26, 11 жовтня
15:37, 2 жовтня
7
22:38, 6 жовтня
15:32, 2 жовтня
21
10:28, 9 жовтня
live comments feed...